Главная
Материалы
Мембранные конструкции
Железобетон
Камень
Сталь
Пластмасса
Эксплуатация зданий
Конструкии
Стальные канаты
Усиление конструкций
Расчет высотных зданий
Строительство
Строительная механика
Пространство
Строительное производство
Железобетонные сооружения
Монтаж винилового сайдинга
Сметное дело
Отопление и вентиляция
Проектная продукция
Ремонт
Гидроизоляция
Расчет фундамента
Полочка на кронштейнах
Украшаем стены ванной
Самодельные станки
Справочник строителя
Советы по строительству
Как осуществляется строительство промышленных теплиц? Тенденции в строительстве складских помещений Что нужно знать при проектировании промышленных зданий? |
Строительные лаги Справочник Примеры расчета железобетонных конструкций Железобетон представляет собой комплексный строительный материал, состоящий из бетона и стальных стержней, работающих в конструкции совместно в результате сил сцепления. Известно, что бетон хорошо сопротивляется сжатию и значительно слабее растяжению (в 10-20 раз меньше, чем при сжатии), а стальные стержни имеют высокую прочность как при растяжении, так и при сжатии. Основная идея железобетона и состоит в том, чтобы рационально использовать лучшие свойства составляющих материалов при их совместной работе. Поэтому стальные стержни (арматуру) располагают так, чтобы возникающие в железобетонном элементе растягивающие усилия воспринимались в большей степени арматурой. В изгибаемых элементах, например в плитах, балках, настилах и др., основную йгматуру размещают в нижней, растянутой зоне сечения (рис. 1.1, а), а в верхней, сжатой зоне ее либо совсем не ставят, либо ставят небольшое количество, необходимое для конструктивной связи стержней в единые каркасы и сетки. В элементах, работающих на сжатие, например в колоннах (рис. 1.1, б), включение в бетон небольшого количества арматуры также значительно (в 1,5-1,8 раза) повышает их несущую способность. Возникающие в колоннах растягивающие напряжения от поперечных деформаций воспринимаются хомутами или поперечными стержнями; последние служат также для связи продольных стержней в плоские или пространственные каркасы. В растянутых элементах (рис. 1.1, в) действующие усилия воспринимаются арматурой. В изгибаемых и внецентренно-нагруженных элементах в местах действия поперечных сил возникают главные растягивающие Ор. р напряжения, которые уже не moivt восприниматься продольной арматурой растянутой зоны. Если такие места не заармировать, то появятся наклонные трещины примерно под углом 45°. Для воспринятия главных растягивающих напряжений и предотвращения образования трещин в балках, например, ставят хомуты или поперечные стержни, а при необходимости и нижнюю продольную арматуру отгибают под углом 45-60° вверх с заделкой в сжатой зоне бетона (рис. 1.1, г). Таким обра- зом, соединенные бетон и стальные стержни создают качественно новый материал - железобетон (или точнее сталебетон), область применения которого практически не ограничена. Основу совместной работы бетона и арматуры составляет благоприятное природное сочетание их некоторых ван<ных физико-механических свойств, а именно: 1) сталь и бетон имеют близкие по значению коэффициенты линейного расширения - для бетона 0,00001- 0.000015, для стали 0,000012, поэтому при температурных изменениях (до 100° С) дополнительные напряжения в зоне контакта арматуры с бетоном не возникают и сцепление не нарушается, оба материала работают совместно; 2) бетон при твердении дает некоторую усадку, благодаря чему его сцепление с арматурой еще больше увеличивается; 3) плотный тяжелый бетон является хорошей защитой арматуры от коррозии и огня. Благодаря многочисленным положительным свгствам железобетона - долговечности, огнестойкости, i .сокой прочности и жесткости, плотности, гигиеничности и сравнительно небольшим эксплуатационным расходам конструкции из него широко применяют во всех областях строительства. Предварительное напряжение железобетона дает возможность повьгсить трещи постой кость и жесткость конструкций и тем самым еще более расширить область их использования, особенно для большепролетных конструкций покрытий и перекрытий. Ркс. 1. Схемы каркасов поперечника одноэтажных промышленных вдаикй 2. Классификация и области применения железобетонных конструкций Все железобетонные конструкции можно разделить на несколько видов: а) по назначению - на конструкции для жилищного, общественного, промышленного, сельскохозяйственного и мелиоративного, транспортного, энергетического строительства и др.; б) по материалу - из тяжелого бетона, из бетона на пористых заполнителях и из ячеистого бетона; в) по способу выполнения - монолитные, возводимые непосредственно на объекте строительства; сборные, изготовляемые на заводах и полигонах; сборно-монолитные, возводимые из сборных элементов с добетонированием отдельных участков на месте строительства; г) по способу армирования - с обычным армированием (каркасами, сетками и отдельными стержнями) и прг зарительным напряжением арматуры из высоко-прочн! x стержней, проволоки или арматурных канатов. С развитием строительной индустрии широкое распространение получили сборные железобетонные конструкции, которые в наибольшей степени отвечают требованиям максимальной индустриализации строительства. Монолитный железобетон в настоящее время применяется в особых случаях, например в индивидуальных с нетиповыми пролетами зданиях, в зданиях, возводимых в подвижной опалубке, и при достаточном технико-экономическом обосновании. Сборно-монолитные конструкции выгодны для большепролетных и других конструкций, когда добетонирование участков и замоноличивание стыков конструкций повышает общую пространственную прочность и жесткость здания или сооружения, в результате чего достигается и экономический эффект. На основные виды сборных конструкций имеются каталоги с указанием номенклатуры изделий, выпускаемых заводами для того или иного вида строительства. 3. Развитие производства железобетона Железобетон, несмотря на некоторые недостатки (большую собственную массу изделий, высокую тепло- и звукопроводность, возможность появления трещин при изготовлении и эксплуатации конструкций и др.), которые мало- значительны в сравнении с его многочисленными достоинствами, является основой современного капитального строительства. Массовое примйение, как отмечено выше, имеют сборные железобетонные конструкции, которые не только отвечают требованиям индустриализации строительства, но и позволяют улучшить качество конструкций при их полной заводской готовности; монтировать здания круглый год и снизить трудоемкость и стоимость их возведения. За короткий срок - с 1950 г. - в СССР была создана новая отрасль стройиндустрии - производство заводского сборного железобетона. По уровню производства сборного железобетона СССР занимает первое место в мире. Если в 1950 г. в нашей стране было изготовлено 1,3 млн. м, а в 1953 г. - 2,1 млн. м"* сборного железобетона, то уже в 1962 г. - 45,7 млн. м", а в 1975 г. - 114 млн. м, в том числе более йЬ% првдварительро-напря-женного. В десятой пятилетке намечено при некотором сокращении общего объема сборного железобетона увеличить на 25-30% применение более эффективных конструкций из предварительно-напряженного, легкого и высокопрочного железобетона. В современном строительстве из сборного железобетона возводят одноэтажные (рис. 1-3) и многоэтажные промышленные здания, жилые крупнопанельные дома (рис. 4), мосты и эстакады, стойки ЛЭП, сельскохозяйственные строения, объекты подземные и наземные в гидротехническом и мелиоративном строительстве, коллекторы, тоннели и станции метрополитенов, сооружения связи и многие другие. В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы», утвержденных XXV съездом КПСС, предусмотрены дальнейшее ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда, улучшение качества работ во всех звеньях народного хозяйства. Важной задачей в области строительства является снижение его материалоемкости. Этого можно достигнуть применением новых эффективных материалов и облегченных конструкций, лучшим использованием материальных ресурсов в строительстве. По данным НИИЭС, в 1970 г. масса всех использованных материалов на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ составила 23,4 тыс. т, а в 1975 г. она уменьшается до 22,6 тыс. т, т. е. снижается на 3,5%. Тенденции к умень- рис. 2. Внутренний вид промышленного здания с мостовыми кранами Рис. 3. Одноэтажное промышленное здание без мостовых Kpau.ie покрытия"""" "f подстропильная ферма; 3 патл-л щепию магсриалоемкости капитального строительства иа 5 5,5% имеются и на десятую пятилетку. Значительна доля уменьшения массы зданий и сооружений достигается совершенствованием сборных железобетонных конструкций, применением предварительно-напряженного, легкого, высокопрочного сборного железобетона. Следует подчеркнуть, что при огромных масш1абах капитального строительства в нашей стране уменьшение массы конструкций зданий и сооружений только на 1% позволит на уровне 1980 г. сократить расход сборного железобетона на 1,5 млн. м, цемента - на 1,5 млн. т, стеновых материалов - до 2 млн. м, металлопроката - до 1 млн. т и т. д. Поэтому уже на стадии проектных решений необходимо добиваться экономически эффективных конструктивных разработок, основанных с учетом максимальной унификации конструкций и изделий повышенной степени их заводской готовности; следует проводить выбор экономичных вариантов сочетания сборных и монолитных конструкций, обеспечивающих сокращение трудоемкости их изготовления и монтажа, а также уменьшение стоимости зданий и сооружений. Целесообразно более широко применять объемные пространственные конструкции (например, блок-комнаты, блок-квартиры), тонкостенные конструкции из высокопрочных бетонов, эффективные конструкции из бетонов на легких пористых заполнителях. Рис. 4. Многоэтажное каркасное крупнопанельное здание в стадии строительства [ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 |