Главная
Материалы
Мембранные конструкции
Железобетон
Камень
Сталь
Пластмасса
Эксплуатация зданий
Конструкии
Стальные канаты
Усиление конструкций
Расчет высотных зданий
Строительство
Строительная механика
Пространство
Строительное производство
Железобетонные сооружения
Монтаж винилового сайдинга
Сметное дело
Отопление и вентиляция
Проектная продукция
Ремонт
Гидроизоляция
Расчет фундамента
Полочка на кронштейнах
Украшаем стены ванной
Самодельные станки
Справочник строителя
Советы по строительству
Как осуществляется строительство промышленных теплиц? Тенденции в строительстве складских помещений Что нужно знать при проектировании промышленных зданий? |
Строительные лаги Справочник В6300,6760 К--Ш0,5000, 5100:5250 1 УЬ
F 7 F F Рис. 7.3. Нагрузки от мостовых кранов а - четырехколесных грузоподъемностью 10-50/10 т; б - восьмиколесных грузоподъемностью 80/20-125/20 Т; в -от двух спаренных кранов И горизонтальных сил, приходящиеся на одно колесо крана, определяют по формулам: (7.1) = *d2V/4.7? (7.2) где kd\, fe<i2 - коэффициенты динамичности; ki\ принимается равным: 1-для кранов легкого и среднего режимов работы независимо от шага колонн и 1,1-1,2 -для кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы в зависимости от шага колонн; Yf = I>l - коэффициент надежности по нагрузке; f с -максимальное нормативное давление на каток крана (по ГОСТ или ТУ на краны); fed2 = = 1-для легкого, среднего и тяжелого режимов (1К-6К) и kd2 = = 1,1 -для весьма тяжелого режима (7К-8К) (табл. 7.1). Нормативную поперечную горизонтальную силу от торможения тележки крана, передаваемую на колесо мостового крана, 7" определяют по формуле (7.3) где / - коэффициент течения при торможении тележки, равный 0,1 - для кранов с гибким подвесом груза и 0,2 - с жестким подвесом груза; Q - грузоподъемность крана; G/ -масса тележки крана, принимаемая по ГОСТу на краны (при отсутствии данных о массе тележки кранов с гибким подвесом приближенно можно принимать <j( = 0,3Gc, где Gr-масса крана); п« -число всех колес тележки, А!; -число тормозных колес тележкн Краны, как правило, имеют четырехколесную тележку с двумя тормозными колесами, следовательно, при «/«/, = 0,5 и /=0,1 для кранов с гибким подвесом груза формула (7.3) примет вид: (7.4) Г," = 0,05 (Q-fG,)/n„,
Рис. 7.4. Определение М и Qax "Р" загружении подкрановой балки двумя четырехколесными кранами а, б -балки пролетом г-12 м; в, г - то же, 1=Ь м; / - край I; 2 - кран П Таблица 7.1. Значения коэффициентов динамичности kd подкрановых балок
Примечание. Прн учете в расчетах нагрузки от одного крана коэффициенты динамичности kdikd-l. а с жестким Г," = 0,1 [Q-\-G)n, (7.4,а) где По -число колес на одной стороне мостового крана; Яо=2 - для кранов грузоподъемностью Q=5...50 т; «о=4 - грузоподъемностью 80...125 т и п<)= 8 - грузоподъемностью 160...320 т. Для кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы значения Т" допускается определять по формуле t} = q,if}. (7.5) Нагрузка от кранов является подвижной, поэтому для определения изгибающих моментов М max И поперечных сил Qmax необходимо краны располагать в определенном положении. В разрезных подкрановых балках для вычисления наибольшего момента Мтах крановую нагрузку необходимо располагать так, чтобы середина балки была (по правилу Винклера) между равнодействующей усилий на балке и ближайшей силой от действия колеса крана (рис. 7.4, а, s). Наибольшую поперечную силу Qmax в разрезной балке определяют при расположении одной силы непосредствеиио на опоре, а остальных-вблизи к этой же опоре (рис. 7.4, б, г). Расчетные значения изгибающего момента и поперечных сил от действия вертикальных усилий с учетом влияния собственного веса подкрановых конструкций и возможной временной нагрузки на тормозной балке определяют по формулам: M=:aiMmax: (7.6) Q = aiQmax, (7.6а) где O!i=l,03 - при пролете балок 6 м; o!i=l,05 - при пролете 12 м и О! = 1,08 - при пролете 18 м Расчетный изгибающий момент Мт и поперечную силу Qr от действия горизонтальной нагрузки вычисляют при том же расположении крановой нагрузки, что и для Mmat и Qmax, поэтому Мт и Qt можно определить из соотношения горизонтальных Т" и вертикальных сил от одного колеса крана заданной грузоподъемности: (7.7) (7.7а) По расчетным значениям М к Q рассчитывают балку по прочности; затем подобранное сечение проверяют иа прогиб, общую и местную устойчивость, а также в необходимых случаях и на выносливость и выполняют расчет опорного ребра н соединений поясов со стеикой. Пример 7.1. Задание. Требуется рассчитать и закон-струировать сварную подкрановую балку крайнего ряда пролетом L=12 м под два крана тяжелого режима работы - 6К грузоподъемностью Q = 150/30 кН. Пролет здания 24 м, пролет крана 22,5 м (по примеру 7.2). Материал балки - сталь марки ВСтЗсп5 - по ГОСТ 380-71*. Коэффициент надежности по назначению 7« = 0,95. тах {maxlтах] Временную нагрузку на площадках обслуживания и ремонта крановых путей, расположенных на тормозных балках, принимают по техничесним заданиям и не менее 1,5 кН/м (150 кгс/м) с коэффициентом надежности по нагрузке у?=1,4. Решение Определение нагрузок. Для крана грузоподъемностью Q = 15/3 т по табл. 3 прил. I принимаем данйые для расчета: F),a;< = 190 кН; масса тележки G( = 7 г; крановый рельс КР-70 по ГОСТ 4121-76* (высота рельса /1=120 мм, ширина подошвы 6=120 мм, площадь сечения Л = 67,3 см, /;,= 1081,99 см*, = = 327,16 см*, масса 1 м (7 = 52,7 кг). Вертикальное давление колеса крана по формуле (7.1) = VY/п = 1,1-1,1-0,95-190.0,95 = 207,5 кН, где<г1=1.1; у/ = 1,1; Фс = 0,95; Yn=0,95. Горизонтальное боковое давление колеса крана от поперечного торможения тележки по формуле (7.2) Г« = 0,05(150 + 70)/2 = 5,5 кН, а по (7.5) 7 = 0,1 -190 = = 19 кН. = VY/*.L*Y„=bl.l-0,95.19-0,95 = 18,9 кН, где*сг2=1; У/=1.1; Фс = 0,95; у„ = 0.95. Определение расчетных усилий. Для определения наибольших изгибающих моментов и поперечных сил устанавливаем краны в невыгоднейшее положение (согласно рис. 7.4, а, в). Положение равнодействующей сил R = 3F по отношению к середине балки находим по значению X (рис. 7.5, а): x = f [/с-(В-K)]/3f= 207,5 [4,4 -(6,3 -4,4)1/3.207,5 = = 0,834 м«:84 см, где В = 6300 мм-ширина краиа; К=4400 мм - база крана (по табл. 3 прил. I). Далее последовательно определяем: опорные реакции Ra и Rb- = (207.5/12) (8,32 + 6,42 + 2,02) = 290 кН; R=:.ЗF - RJ = 3.207,5 - 290 = 332 кН; наибольший изгибающий момент от вертикальных усилий в сечении балки под колесом, ближайшим к середине балки (точка 2 рис. 7.5, а), Л1таж = 290-5,58 -207,5-1,9= 1224 кН-м; расчетный момент с учетом собственного веса тор- 14-612 i(B-K) F TSB» 5700 Рис. 7.5. Краноаыс нагр» <к примеру VII.I) й - определения момента М; б-для определения поперечно* силы Q I - кран I; J -кран II мозной балки гго формуле (7.6) Alj,= %M= 1.(В-Ш4= 1285.2 кН-м; расчетный изгибающий момент от горизонтальных усилий по формуле (7.7) Мт =M„ (r-/f) = 1224-19/190= 122,4 кН-м; наибольщее расчетное значение вертикальной поперечной силы, устанавливая краны в положение, показанное на рис. 7.5,6, Qa = a.Q™ = 1,05 (207,5/12) (12-1- Ю, 1 + 5,7) = 504,7 кН; наибольшую горизонтальную поперечную силу Qt--Стаж (7" ")= (504,7/1,05) 19/190 = 48 кН. Подбор сечения балки. Определяем приближенно наименьшую высоту балки из условия обеспечения жесткости при предельном относительном прогибе [1/ио] = = 1/6(Ю и среднем коэффициенте надежности по нагрузке Yfrn=1.15: /imin = (4/48W)(l/Y/m) = (1200-600/4800)(l/l,15)= 130 см, где Yf»=jM/Al«l,15. Затем требуемый момент сопротивления балки = M/Vc {Ry - 2) = 128 520/1 (22,5 - 2) = 6270 см, где =1-коэффициент условий работы; (/?„-2) - расчетное сопротивление стали, уменьшенное примерно на 20 МПа для учета действия горизонтальных снл торможения. Предварительно толщину стенки назначаем по формуле / = 7 + 3/1тг„/1000 = 7-4- 3-1300/1000 = 10,9 мм. Принимаем = 10 мм. Оптимальная высота балки A„pf= 1,15 УГй а,= 1,15 Т/"б270/1 =91 см. Принимаем стенку высотой /1в!, = 12{Ю мм по ширине листового проката (ГОСТ 19903-74*). Проверяем толщину стенки на прочность при срезе по формуле tw> U5Q/Rshw = 1,5 504,7/13-120 = 0,49 см < 1 см, где /?. = 0,58;?/у„ = 0,58-235/1,05 =129,8 «130 МПа Минимальная толщина стенки при проверке ее по прочности от местного давления колеса крана составит fmtn = (Y/1 f 1/3,257, Ry) Vvfi Fi/3,25yс Ry Jr = = (1,1-209/3,25-1-22,5) Kl. 1-209/3,25-1-22,5-1082 = = 0,17 CM< 1 CM, где Fi = Fmax Y/= 190-1,1 = 209 кН; Yn = l.l - Для кранов с гибким подвесом при среднем режиме работы; Л =1082 см--момент инерции подкранового рельса КР-70; Yc=1, ?»=225 МПа=22,5 кН/см». Определяем площадь сечения поясов балки: 2Af = (3/2) 1Г/Ла, = 3-6270/2-120 = 78,4 см"; Л/= 39,2 см2. Принимаем симметричное сечение балки: стенка - 1200X10 мм; Ам)- 120 см, верхний и нижний пояса одинаковые-300X14 мм, /lf = 42 см Состав сечения тормозной балки: швеллер № 16, Л = 18,1 см; горизонтальный лист из рифленой стали толщиной, равной 6 мм, и верхний пояс балки 300X14 мм (рис. 7.6). Поддерживающий швеллер № 16 в пролете необходимо опирать на стойку фахверка нли на подкосы, прикрепленные к ребрам балки; если это не предусмотрено, то сечение швеллера назначают по расчету на изгиб, принимая нормативную нагрузку на площадку не менее 1,5 кH/м 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 |