Снос построек: www.ecosnos.ru 
Строительные лаги  Справочник 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71

В6300,6760

К--Ш0,5000,

5100:5250

1 УЬ

js-ю

F 7 F F

Рис. 7.3. Нагрузки от мостовых кранов

а - четырехколесных грузоподъемностью 10-50/10 т; б - восьмиколесных грузоподъемностью 80/20-125/20 Т; в -от двух спаренных кранов

И горизонтальных сил, приходящиеся на одно колесо крана, определяют по формулам:

(7.1)

= *d2V/4.7? (7.2)

где kd\, fe<i2 - коэффициенты динамичности; ki\ принимается равным: 1-для кранов легкого и среднего режимов работы независимо от шага колонн и 1,1-1,2 -для кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы в зависимости от шага колонн; Yf = I>l - коэффициент надежности по нагрузке; f с -максимальное нормативное давление на каток крана (по ГОСТ или ТУ на краны); fed2 = = 1-для легкого, среднего и тяжелого режимов (1К-6К) и kd2 = = 1,1 -для весьма тяжелого режима (7К-8К) (табл. 7.1).

Нормативную поперечную горизонтальную силу от торможения тележки крана, передаваемую на колесо мостового крана, 7" определяют по формуле

(7.3)

где / - коэффициент течения при торможении тележки, равный 0,1 - для кранов с гибким подвесом груза и 0,2 - с жестким подвесом груза; Q - грузоподъемность крана; G/ -масса тележки крана, принимаемая по ГОСТу на краны (при отсутствии данных о массе тележки кранов с гибким подвесом приближенно можно принимать <j( = 0,3Gc, где Gr-масса крана); п« -число всех колес тележки, А!; -число тормозных колес тележкн

Краны, как правило, имеют четырехколесную тележку с двумя тормозными колесами, следовательно, при «/«/, = 0,5 и /=0,1 для кранов с гибким подвесом груза формула (7.3) примет вид:

(7.4)

Г," = 0,05 (Q-fG,)/n„,


Эп.в

Рис. 7.4. Определение М и Qax "Р" загружении подкрановой балки двумя четырехколесными кранами

а, б -балки пролетом г-12 м; в, г - то же, 1=Ь м; / - край I; 2 - кран П

Таблица 7.1. Значения коэффициентов динамичности kd подкрановых балок

Режим работы кранов

Режим работы по ГОСТу

Шаг колонн В, м

Коэффициент

Легкий, средний

1К-4К

Независимо от в

Тяжелый

5К-6К

В<\2

В>12

Весьма тяжелый

7К-8К

В<12

В>12

Примечание. Прн учете в расчетах нагрузки от одного крана коэффициенты динамичности kdikd-l.

а с жестким

Г," = 0,1 [Q-\-G)n,

(7.4,а)

где По -число колес на одной стороне мостового крана; Яо=2 - для кранов грузоподъемностью Q=5...50 т; «о=4 - грузоподъемностью 80...125 т и п<)= 8 - грузоподъемностью 160...320 т.



Для кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы значения Т" допускается определять по формуле

t} = q,if}.

(7.5)

Нагрузка от кранов является подвижной, поэтому для определения изгибающих моментов М max И поперечных сил Qmax необходимо краны располагать в определенном положении. В разрезных подкрановых балках для вычисления наибольшего момента Мтах крановую нагрузку необходимо располагать так, чтобы середина балки была (по правилу Винклера) между равнодействующей усилий на балке и ближайшей силой от действия колеса крана (рис. 7.4, а, s). Наибольшую поперечную силу Qmax в разрезной балке определяют при расположении одной силы непосредствеиио на опоре, а остальных-вблизи к этой же опоре (рис. 7.4, б, г).

Расчетные значения изгибающего момента и поперечных сил от действия вертикальных усилий с учетом влияния собственного веса подкрановых конструкций и возможной временной нагрузки на тормозной балке определяют по формулам:

M=:aiMmax: (7.6)

Q = aiQmax, (7.6а)

где O!i=l,03 - при пролете балок 6 м; o!i=l,05 - при пролете 12 м и О! = 1,08 - при пролете 18 м

Расчетный изгибающий момент Мт и поперечную силу Qr от действия горизонтальной нагрузки вычисляют при том же расположении крановой нагрузки, что и для Mmat и Qmax, поэтому Мт и Qt можно определить из соотношения горизонтальных Т" и вертикальных сил от одного колеса крана заданной грузоподъемности:

(7.7) (7.7а)

По расчетным значениям М к Q рассчитывают балку по прочности; затем подобранное сечение проверяют иа прогиб, общую и местную устойчивость, а также в необходимых случаях и на выносливость и выполняют расчет опорного ребра н соединений поясов со стеикой.

Пример 7.1. Задание. Требуется рассчитать и закон-струировать сварную подкрановую балку крайнего ряда пролетом L=12 м под два крана тяжелого режима работы - 6К грузоподъемностью Q = 150/30 кН. Пролет здания 24 м, пролет крана 22,5 м (по примеру 7.2). Материал балки - сталь марки ВСтЗсп5 - по ГОСТ 380-71*. Коэффициент надежности по назначению 7« = 0,95.

тах {maxlтах]

Временную нагрузку на площадках обслуживания и ремонта крановых путей, расположенных на тормозных балках, принимают по техничесним заданиям и не менее 1,5 кН/м (150 кгс/м) с коэффициентом надежности по нагрузке у?=1,4.

Решение

Определение нагрузок. Для крана грузоподъемностью Q = 15/3 т по табл. 3 прил. I принимаем данйые для расчета: F),a;< = 190 кН; масса тележки G( = 7 г; крановый рельс КР-70 по ГОСТ 4121-76* (высота рельса /1=120 мм, ширина подошвы 6=120 мм, площадь сечения Л = 67,3 см, /;,= 1081,99 см*, = = 327,16 см*, масса 1 м (7 = 52,7 кг).

Вертикальное давление колеса крана по формуле (7.1)

= VY/п = 1,1-1,1-0,95-190.0,95 = 207,5 кН,

где<г1=1.1; у/ = 1,1; Фс = 0,95; Yn=0,95.

Горизонтальное боковое давление колеса крана от поперечного торможения тележки по формуле (7.2) Г« = 0,05(150 + 70)/2 = 5,5 кН, а по (7.5) 7 = 0,1 -190 =

= 19 кН.

= VY/*.L*Y„=bl.l-0,95.19-0,95 = 18,9 кН,

где*сг2=1; У/=1.1; Фс = 0,95; у„ = 0.95.

Определение расчетных усилий. Для определения наибольших изгибающих моментов и поперечных сил устанавливаем краны в невыгоднейшее положение (согласно рис. 7.4, а, в). Положение равнодействующей сил R = 3F по отношению к середине балки находим по значению X (рис. 7.5, а):

x = f [/с-(В-K)]/3f= 207,5 [4,4 -(6,3 -4,4)1/3.207,5 = = 0,834 м«:84 см,

где В = 6300 мм-ширина краиа; К=4400 мм - база крана (по табл. 3 прил. I).

Далее последовательно определяем: опорные реакции Ra и Rb-

= (207.5/12) (8,32 + 6,42 + 2,02) = 290 кН;

R=:.ЗF - RJ = 3.207,5 - 290 = 332 кН;

наибольший изгибающий момент от вертикальных усилий в сечении балки под колесом, ближайшим к середине балки (точка 2 рис. 7.5, а),

Л1таж = 290-5,58 -207,5-1,9= 1224 кН-м; расчетный момент с учетом собственного веса тор-

14-612




i(B-K) F

TSB»

5700

Рис. 7.5. Краноаыс нагр» <к примеру VII.I)

й - определения момента М; б-для определения поперечно* силы Q I - кран I; J -кран II

мозной балки гго формуле (7.6)

Alj,= %M= 1.(В-Ш4= 1285.2 кН-м;

расчетный изгибающий момент от горизонтальных усилий по формуле (7.7)

Мт =M„ (r-/f) = 1224-19/190= 122,4 кН-м;

наибольщее расчетное значение вертикальной поперечной силы, устанавливая краны в положение, показанное на рис. 7.5,6,

Qa = a.Q™ = 1,05 (207,5/12) (12-1- Ю, 1 + 5,7) = 504,7 кН;

наибольшую горизонтальную поперечную силу Qt--Стаж (7" ")= (504,7/1,05) 19/190 = 48 кН.

Подбор сечения балки. Определяем приближенно наименьшую высоту балки из условия обеспечения жесткости при предельном относительном прогибе [1/ио] = = 1/6(Ю и среднем коэффициенте надежности по нагрузке Yfrn=1.15:

/imin = (4/48W)(l/Y/m) = (1200-600/4800)(l/l,15)= 130 см, где Yf»=jM/Al«l,15.

Затем требуемый момент сопротивления балки

= M/Vc {Ry - 2) = 128 520/1 (22,5 - 2) = 6270 см,

где =1-коэффициент условий работы; (/?„-2) - расчетное сопротивление стали, уменьшенное примерно на 20 МПа для учета действия горизонтальных снл торможения.

Предварительно толщину стенки назначаем по формуле

/ = 7 + 3/1тг„/1000 = 7-4- 3-1300/1000 = 10,9 мм.

Принимаем = 10 мм. Оптимальная высота балки

A„pf= 1,15 УГй а,= 1,15 Т/"б270/1 =91 см.

Принимаем стенку высотой /1в!, = 12{Ю мм по ширине листового проката (ГОСТ 19903-74*). Проверяем толщину стенки на прочность при срезе по формуле

tw> U5Q/Rshw = 1,5 504,7/13-120 = 0,49 см < 1 см, где /?. = 0,58;?/у„ = 0,58-235/1,05 =129,8 «130 МПа

Минимальная толщина стенки при проверке ее по прочности от местного давления колеса крана составит

fmtn = (Y/1 f 1/3,257, Ry) Vvfi Fi/3,25yс Ry Jr =

= (1,1-209/3,25-1-22,5) Kl. 1-209/3,25-1-22,5-1082 = = 0,17 CM< 1 CM,

где Fi = Fmax Y/= 190-1,1 = 209 кН; Yn = l.l - Для кранов с гибким подвесом при среднем режиме работы; Л =1082 см--момент инерции подкранового рельса КР-70; Yc=1, ?»=225 МПа=22,5 кН/см».

Определяем площадь сечения поясов балки: 2Af = (3/2) 1Г/Ла, = 3-6270/2-120 = 78,4 см"; Л/= 39,2 см2.

Принимаем симметричное сечение балки: стенка - 1200X10 мм; Ам)- 120 см, верхний и нижний пояса одинаковые-300X14 мм, /lf = 42 см Состав сечения тормозной балки: швеллер № 16, Л = 18,1 см; горизонтальный лист из рифленой стали толщиной, равной 6 мм, и верхний пояс балки 300X14 мм (рис. 7.6). Поддерживающий швеллер № 16 в пролете необходимо опирать на стойку фахверка нли на подкосы, прикрепленные к ребрам балки; если это не предусмотрено, то сечение швеллера назначают по расчету на изгиб, принимая нормативную нагрузку на площадку не менее 1,5 кH/м



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71