Снос построек: www.ecosnos.ru 
Строительные лаги  Справочник 

0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70


Рнс. 111.4. Схема складчатого вантового поарытия

1-опорные подкосы: 2 - стабклнзирую1дие ванты: 3 -растяжки; J -несущие манты; 5 - оттяи<кн или любые другие опорные ионструкцни? воспринимающие facnop

ный выразительный вид. Впервые подобная конструкция была предложена французским инженером Саржером. Для воспринятия распора оттяжки в принципе можно заменять любыми другими опорными конструкциями, показанными на рис. VII.1.

S Ш.г. ПОКРЫТИЯ С РАДИАЛЬНЫМИ ВАНТАМИ

Двухпоясные покрытия с радиальным расположением вант получили широкое распространение при строительстве зданий общественного назначения. Статическая схема работы таких покрытий является четкой, возведение сооружения оказывается сравнительно простым. Основные системы двухпоясных радиальных покрытий показаны на рис. HI.S и 1П.6.

Как правила, во всех покрытиях распор вант воопринимается железобетонным опорным кольцом и стальным центральным барабаном. На колонны передается нагрузка от массы покрытия. Стабилизирующие ванты могут располагаться сверху над несущими, под ними или пересекаться в пролете с .несущими, определяя этим своеобразие конструктивного решения покрытия.

Система покрытия с распорками между вантами (рис. 111.5, о) впервые была апробирована при сооружении зрелищного зала диаметром 72 м в Утике (США, 1Э60 г.). Покрытие имеет круглую форму в плане. После монтажа вант центральные качьца были раздвинуты домкратами н закреплены в таком положении, затем между вантами заведены вертикальные распорки, которые придали вантам легкую кривизну и еще более их напрягли. Недостатком этой системы является значительный расход стали на сжатые распорки. При подобном возведении первых покрытий строители встретились с трудностями: высокой точностью определения длины распорок и сложностью достижения кривизны вант. Позднее из удобства предварительного напряжения покрытия было предложено .концы стабилизирующих вант ;притягнвать к верхнему кольцу единого центрального барабана.



I 2 3


a 6 г

iA.y/./,,.; ,-, m/M,y,y i/j / ,4


-ЛУ.УУЛУ/.-У/У.У,


Рис. Системы двухпоясных покрытий с радиальными вантами

с -с распорками; 6 -с взаимно перекрещивающимися вантамн; е -типа «велосипеди колесо»; г-шатровое покрытие с растяжками, д - вариант шатрового покрытия; е -вог-куюе покрытие; arc -с центральной опорой; э - варианты покрытий с центральной опорой: уаспорки; 2 ~ центральный барабан (цилиндрическая ферме); - стлСилизирующие ванты; 4 - несущие ваыты; о - опорное кольцо; 6 - колонны; 7 - растяжки: й - центральное кольцо

При пересечении в пролете стабилизирующих и несущих вант (рис. 111,5,6) существенно уменьшается строительная высота покрытия. Кроме того, сокращается длина распорок, в зоне у опорного контура появляются подвески. К недостаткам этого кои-



структавного решения относятся необходимость устройства второго опорного кольца и усложнение очертания кровли. От второго опорного кольца можно отказаться, если шаг вант по периметру покрытия назначить равным шагу колонн. В таком случае при одном нижнем кольце верхняя часть колонн будет работать консольно, воспринимая распор от несущих вант. Если отказаться от нижнего кольца, то на колонны будет передаваться распор от х:табилизирующих вант, который по значению меньше распора от несущих вант. Впервые система покрытия с одним нижним опорным кольцом была применена при возведении ленинградского Дворца спорта «Юбилейный» диаметром 93 м (1967 г.).

В случае соединения стабилизирующих и несущих вант только в центре с помощью барабана (цилиндрической фермы) получается покрытие, носящее название «велосипедное колесо» (рис. III.5,в). Предварительное напряжение покрытия достигается путем раздвижки барабана по высоте или натяжением стабилизирующих вант. Как показала практика эксплуатации выставочного павильона в Брюсселе, такая система покрытия под действием ветра и снега может легко деформироваться в своей плоскости, что является определенным конструктивным недостатком. В принципе необходимую жесткость покрытия можно получить повышенным предварительным напряжением покрытия, но такой прием пойдет не в пользу экономичности сооружения.

Для обеспечения жесткости покрытия .по схеме «велосипедное колесо» (рис. III.5, в) в последнее время наитовую систему модернизируют следующим образом. iB Японии широкое распространение получили покрытия, в которых верхние пояса выполнены из жестких элементов в виде балок и даже ферм, хорошо работающих на изгиб в плоскости покрытия [60]. При возведении музея-панорамы диаметром 43,7 м близ Бад-Франкенхаузена (ГДР) верхний пояс покрытия выполнен в виде предварительно напряженной железобетонной конической оболочки, собранной нз треугольных панелей заводского изготовления длиной от верхнего кольца цеитраль]Юго барабана до опорного контура.

В шатровом покрытии (рис. 111.5,г) все вертикальные подвески работают на растяжение, поэтому расход металла в данном случае получается наименьшим. Покрытие, показаиное иа рнс. 111.5,<3, нуждается в тяжелой кровле и по приему предварительного напряжения относится к висячей оболочке. В данном случае центральный барабан применяют для устранения вогнутости покрытия.

В вогнутом покрытии (рис. III.5, е) вместо барабана использовано одно центральное кольцо. Так как несущие ванты находятся выше стабилизирующих, все вертикальные элементы оказываются растянутыми, что приводит к экономии стали. К недостаткам этой системы покрытия относят появление второго опорного кольца и сложность удаления воды с кровли. Для удобства отвода воды с покрытия выставочного зала диаметром 80 м в Хер-нинге (Дания); кровельное ограждение уложено по нижним поясам Байтовой конструкции. В этом покрытии несущие ванты открытые, от атмосферных воздействий они защищены смазкой и



0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70