![]() |
|
![]() ![]() Как осуществляется строительство промышленных теплиц? ![]() Тенденции в строительстве складских помещений ![]() Что нужно знать при проектировании промышленных зданий? |
Строительные лаги Справочник У Л У /Л V JA У/Л vzzzi TZZZZM VZZZ. 771v - /iV /AV77mi \V77, 7ZZZ.7ZZZZZ 77ЛХ77 ЛХ7тЛУ7777/ЛШ!777т MWZV77mV /AU7m L 7ZZ3 ZZZZ2 7ZZ7ZZZX. , ZZZZZZZЩZZZ1 777777Z32ZZZL 777 771777ДШ2 TZZZITZZZZZZmZZZZL 77777, VZ77Z 77771VZL V777777; umzzm4zzzzm\zzzmwmm2Z72 TzaTzzm -zzm vzzzzmvzzzzi VTTT? V/TTTTTc ![]() I L. 5DcM Рис. 30. Кладка пилястры. Смоленск. Церковь на Малой Рачевке. Сравнение основных размеров кирпичей различных памятников показыь ет, что здесь существует определенная закономерность: чем моложе памятни тем MCHbHie его кирпичи. Причины, вызывавшие постепенное и очень равно мерное уменьшение размеров кирпичей, несомненно связаны с определенно! системой формовки и обжига. До настоящего времени эти причины еще i вполне выяснены."! Систематическое уменьшение размеров древнерусских ки[ ничей позволяет по формату кирпичей определять время возведения сооруж! ния. Так, кирпичи построек XI в. имеют, как правило, длину от 34 до 38 ci ширину от 27 до 31 см. В памятниках XII в. кирпичи меньше: длина от 29 i 36 см, ширина от 20 до 26 см. Наконец, в памятниках конца XII-первой rpei XIII в. длина кирпичей от 24 до 29 см, ширина от 17 до 21 см. Толщина кирпичу в древнерусских памятниках колеблется от 2.5 до 5 см, причем в изменен! толн1,ины трудно проследить определенную закономерность. Конечно, переход формовки кирпичей в руки другой строительной артели возможно, даже смена мастера могли вносить в изменение их размеров замв ные колебания, не oтвeчaюниe хронологической эволюции. И все же в большм стве случаев на основании промера кирпичей датированных построек удает создать шкалу изменения размеров, позволяющую с достаточно большой точностью определять время возведения недатированных памятников.«>2 Шкалы эти различны для разных древнерусских строительных центров. Нужно отметить, что в одних строительных центрах эволюция размеров кирпичей проходила более равномерно, в других - менее. Но в целом в памятниках зодчества на всей территории Древней Руси изменение размеров кирпичей имело достаточно единообразный характер. В наушой литературе высказьшались предположения, что наряду с плинфой на Руси уже в XII-XIII вв. изготавливали и брусковый кирпич, который применяли вместе с плинфой. В действительности брусковый кирпич, имеющий романское происхождение, впервые проник в Киев из Польши в самые последние нредмонгольские годы. Брусковый кирпич вместе с плинфой использовали лишь в тех случаях, когда им чинили здания, построенные panee." Примерами могут служить Успенский собор Печерского монастыря, киевская ротонда, собор Михаила в Переяславле, восстановленные вскоре после того, как они пострадали при землетрясении 1230 г. Кроме того, за брусковые кирпичи иногда ошибочно принимали плинфы узкого формата, т.е. «половинки», особенно если они имели необычно большую толщину (например, в новгородском соборе Аптопиева монастыря и староладожском соборе Никольского монастыря - более 7 см). Конечно, изучение кирпичного производства Древней Руси делает еще только первые шаги. При дальнейшей разработке этого вопроса несомненно будут полу1ены более существенные данные как для истории древнерусской строительной техники, так и для древнерусского зодчества. КАМЕНЬ В древнерусском зодчестве широко применяли камень. Для фундаментов обычно использовали валуны, как крупные, так и довольно мелкие. При смешанной кладке стен в памятниках эпохи Киевской Руси употребляли крупные необработанные камни: кварцит, гранит или гнейс, сболее шш менее плоскосколотой лицевой поверхностью. В тех же случаях, когда в памятниках копцаХП в. камни в кладке стен играли только декоративную роль (гродненская архитектурная школа, церковь Василия в Овруче), подбирали экземпляры различного цвета. Лицевая поверхность таких камней делалась плоской и подшлифовывалась (рис. 31). В отдельных случаях лицевая поверхность шлифовалась даже на три грани (рис. 32). В памятниках Киева, Чернигова и Переяславля XI и частично XII в. в качестве декоративного материала широко применяли так называемый красный шифер, т.е. пирофиллитовый сланец. Камень этот использовали для карнизных плит, покрытия пола, парапетов хор и т.д. В первой половине XII в. красный шифер применяли и в полоцком зодчестве. Пирофиллитовый сланец имеет выходы в районе г. OBpyia, где существовали каменоломни для его добывания: пирофиллитовый сланец встречается также и на Днепре севернее Киева.** Помимо того что камень этот очень удобен в обработке, он обладает красивым цветом - различными оттенками лилового, фиолетового, реже- розового. Очень возможно, что византийские зодчие начали применять красный шифер на Руси из-за его сходства по цвету с популярным в Византии пурпуром.*" В Смоленске, где пирофиллитовый сланец не употребляли, в ряде памятников отмечено наличие плит красновато-лилового песчаника, очевидно использовавшегося взамен красного шифера. В памятниках новгородского зодчества применяли местную известняковую пииту. В новгородской Софии и памятниках первой половины XII в. в кладку обычно шли плиты, высеченные из плотного светло-серого известняка. Позднее, во второй половине XII-начале XIII в., употребляли и более пористый ракушеч- ![]() Рис. 31. Камни, подготовленные для декоративного оформления стенЬ1. ![]() Рис. 32. Камень для декорагитюго ()форм;1сния стены. Волковыск. НИК бурого, красноватого и зеленоватого цветов." Плиты обрабатывали лишг начерно, без точной их отески. Размер плит обычно около 15-20 см по высоте иногда доходит до 30 см. Соверн1енно по-иному применяли камень в галицком зодчестве. Прежд всего здесь тщательно выбирали для обработки определенный сорт известняка.» Для построек в галицком Звенигороде использовали грубозернистый известна с больпшм процентом песка, залежи которого имелись поблизости, но в други случаях камень подвозили из довольно отдаленных мест. Так, при строительств в Галиче применяли теребовльский песчаник и травертин, добываемые в райощ Бучача, т.е. примерно в 50 км к востоку от города. В постройках Галича широи употребляли также детритовый известняк из района Николаева - в 70 км о Галича, где известны большие старые каменоломни. Оттуда камень могли а"-ставлять в Галич водой - по Днестру. При строительстве Успенского собора 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 |