Снос построек: www.ecosnos.ru 
Строительные лаги  Справочник 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

1 см) для инкрустации каким-то иным материалом (рис. 41).ч2 Под влиянием романского искусства в галицком зодчестве нашли применение плитки с рельефным орнаментом (рис. 42).

Поливные керамические плитки применяли во всех архитектурных школах Древней Руси. Сложные декоративные наборы были найдены в памятниках Киева, Полоцка, Смоленска, Гродно, во Владимиро-Суздальской земле. Наи-больП1ее разнообразие форм фи1урных плиток выявлено при раскопках в Пин-ске.11 Плитки с рельефным орнаментом обнаружены только в памятниках Га-лицкой земли. В Новгороде применялись лин1Ь простые наборы из одноцветных квадратных и треугольных плиток. Очень редко удается восстановить первоначальную схему рисунка пола, убранного фигурными плитками.ч*

Судя по встречающимся на плитках отпечаткам волюкоп дерева, формовались они в деревянных рамках. Тесто плиток обычно очень тонко отмученное, 11ЛОТ1ЮС. Сердцевина в большинстве случаев имеет темно-серый цвет, а поверхность - красный, что свидетельствует о системе восстановительного обжига. Впрочем, достаточно часто встречаются серии плиток, тесто которых насквозь красное. Изредка нопадаюгся толстые плитки с более рыхлым, кирпичсобраз-ным тестом. Во владимиро-суздальском зодчестве известны также тонкие плитки с белым тестом."

Мастерские для изготовления и обжига нолшвных плиток до сих нор нигде не изучены. Очень вероятно, что плитки формовались и обжигалшсь вместе с кирпичами. Так, при раскопках собора па Протоке в Смоленске выяснилось, что для закладки отверстий от пальцев лесов были использованы плитки без поливы, т.е., вфоятно, полуфабрикаты." Видимо, производство этих плиток было связано с организацией строительства самого храма. Однако, с другой стороны, техгюло-гия производства поливы была родственна производству стекла и смальты. Таким образом, очевидно, что плитки изготовлялись в два этапа: сперва - формовка и обжиг, потом - полива и роспись. При этом второй этап мог осуществляться даже в другой мастерской. По сведениям В.В. Хвойки, оп раскопал в центральной части Киева остатки мастерской для изготовления поливных плиток."* Здесь были найдены многочисленные плитки, «куски разноцвет ной эмалевой массы» и тигельки из огнеупорной глины. Некоторые тигельки имели по две ячейки, где сохранились следы эмали двух цветов. При раскопках 1936-1937 гг. на этой же территории были вновь найдены такие тигельки. i" Остатков печи для обжига плиток не обнаружено; возможно, в данной мастерской только покрывали поливой плитки, сделанные в другом месте.Поливные плитки и тигельки были найдены также при раскопках мастерской конца XI в. в Киево-Печерском монастыре, где изготовляли смальту и стекло. В 1984 г. на киевском Подоле обнаружили выплески поливы и поливные плитки, не бывшие в употреблении, - быть может, следы производства.

На нижней или боковой стенках плиток изредка встречаются вьшуклые знаки. Значение их не установлено, но поскольку в большинстве случаев знаки эти типа «княжеских», возможно, что они являлись знаками заказчика или же (что почти всегда совпадало) того князя, которому принадлежала мастерская.

ГОЛОСНИКИ

Среди строительных материалов Древней Руси заметное место занимали керамические сосуды: их использовали в кладке верхних частей здания, и в первую очередь при устройстве сводов. Широкое распространение этого приема в византийском зодчестве уже давно отмечено исследователями.Хорошим примером может служить конструкция куполов комплекса дворца Мангана в Константинополе (IX-XII вв.), где пазухи сводов были заполнены амфорами, уложенными без раствора.



в русской архитектуре такие сосуды принято называть голосниками. Исхода из названия в литературе неоднократно высказываласьмысль,что основная цел1 применения этих сосудов - улучшение акустических свойств сводчатых поме-н;ений. Между тем в подавляющем большинстве сосуды, использованные к кладке, не выходят отверстиями внутрь помещения и, следовательно, не могут влиять на акустику. Очевидно, сосуды применяли главным образом для облегчения веса сводов, что справедливо было отмечено некоторыми исследователями русской архитектуры уже в XIX в.* Впрочем, это нисколько не противоречит тому, что какая-то часть сосудов вставлялась в кладку иначе - с отверстиями, открытыми внутрь здания, т.е., очевидно, для улучшения акустики. Подобный прием хороиго известен и в византийском зодчестве, где он имел старые традиции, восходя к античности." Применение «резонаторов» (сосудов, служивших для улучшения акустики) известно и в западноевропейском средневековом зодчестве. 27

Судя по найденным при раскопках обломкам, сосуды-голосники были применены уже в древнейшей постройке Киева - Десятинной церкви. В дальнейшем они использовались во всех памятниках зодчества Киевской Руси. При этом употреблялись сосуды двух типов: привозные греческие амфоры и горшки местного производства, в основном специально изготовленные для строительства. В большинстве случаев в каждом памятнике были сосуды обоих типов. Сосуды местного производства имели характер высоких горшков с вытянутым прямым горлом. Они сделаны из хорошо отмученной глины, сильно обожжены. Их внутренняя поверхность, как правило, не заглажена и сохраняет следы ленточного палена.

Использование сосудов-голосников в кладке верхних частей зданий характерно не только для Киева; оно отмечено также в памятниках Переяславля, Волыни, Чернигова, Полоцка, Смоленска и Новгорода. Традиция эта продолжалась вплоть до самого монгольского вторжения, поскольку голосники выявлены даже в памятниках, относящихся уже к началу XIII в. В этих более поздних памятниках но-нрежнему встречаются сосуды обоих типов или одного из них. Например, в церквах Овруча и Трубчевска найдены сосуды местного производства, а в Благовещенской и Пятницкой церквах Чернигова - амфоры.

Следует отметить, что голосники совершенно не применялись в галицком и владимиро-су.здальском зодчестве. В Суздале обломки голосников были найдены лишь в развале строительных материалов Мономахова собора, т.е. памятника, явно исполненного руками южнорусских мастеров.*

Особый характер имеет применение сосудов-голосников в гродненской архитектурной школе. В стенах Коложской церкви начиная с высоты около 1.5 м располагаются многочисленные сосуды, вставленные так, что их отверстия открыты внутрь номещения.2ч Сама массовость сосудов безусловно свидетельствует, что они применялись здесь недля улучшения акустики, поскольку для этой цели обычно достаточно небольшого количества сосудов, размещенных в парусах. Судя по огромному количеству обломков голосников, найденных при раскопках гродненской Нижней церкви, в ней существовала вышеописанная система расположения сосудов в стенах. Регулярное размещение сосудов в стенах, а также то обстоятельство, что степы гродненских храмов изнутри небыли покрыты штукатуркой, позволяет предполагать использование в данном случае сосудов-голюс ни ков в качестве одного из элементов декоративного оформления интерьера. Впрочем, применение их в Коложской церкви в ступенях лестниц и в п;еках сводиков, перекрывающих эти лестницы, свидетельствует, что сосуды имели и конструктивный смысл, как HycTOTejn,m материал, облегчающий вес констру кции.зо

Соотношение амфор и горшков местного производства в больншнстве случаев не удается определить. Иногда в памятниках обнаруживали лишь сосуды одного тина. Например, копха апсиды падвратной церкви Киево-Печерского




Рис. 43. Голосники.

1 - Успенский собор Киево-Печерского монастыря: 3 - церковь Василия в Овруче; - Нижняя церковь в Гродно; 4 - церковь в Трубчевскс; 5,6 - собор на Протоке в Смоленске; 7 - церковь Спаса-Нередицы в Новгороде; Л - киевский Софийский собор.

монастыря оказалась сложенной целиком из сосудов местного производства. Такие же сосуды, уложенные на растворе, заполняли пазухи сводов под хорами в Успенском соборе того же монастыря. С другой стороны, при раскопках церкви на усадьбе Художественного института в Киеве заметно преобладали эбломки амфор." В Спасской церкви Переяславля были найдены только одни амфоры.""" Выбор типа голосников, вероятно, определялся наличием или отсутствием тех или иных сосудов. Но вполне возможно, что при этом учитывали еще и то, в какой конструкции данные голосники размен;ались. Так, в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, где в пазухах сводов и в верхней части стен применялись сосуды местного производства, в парусах были заложены амфо-ры. При раскопках собора на Протоке в Смоленске удалось установить, что в сводах центральной части здания преобладали амфоры, тогда как сосуды местного производства использовались в основном в боковых частях.з

Сосуды местного производства в разных строительных центрах Руси заметно различались как по форме, так и по тесту (рис. 43). В Смоленске, например, это были горшки, имевшие коричневато-серое тесто с примесью дресвы. Наружная поверхность их обычно пятнистая, «обварная». Голосники гродненских памятников тоже исполнены в спирально-ленточной технике без заглаживания внутренней поверхности, однако тесто здесь желтое или красное, а наружная поверхность покрыта довольно густым параллельно-линейным рисунком; на плечиках порой протянута полоска волнистого орнамента. В большинстве случаев сосуды-голосники имели вытянутое горло, чахце- прямое, по иногда с профилировкой. На днищах голосников встречаются знаки. В новгородских памятниках отмечено, что часто в кладке применяли обычные горшки, а ие специально изготовленные для данной цели. Поэтому венчик новгородских голосников невысокий, как уобычных горшков."



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52