![]() |
|
![]() ![]() Как осуществляется строительство промышленных теплиц? ![]() Тенденции в строительстве складских помещений ![]() Что нужно знать при проектировании промышленных зданий? |
Строительные лаги Справочник ![]() Рис. 51. Поперечнь 1 - при кладке со скрытым рядом ,й разрез стены. ; 2 - при равнослойной кладке. Кладка велась в основном из кирпича, но с рядами больших необработанных камней. Последние находились па разном расстоянии друг от друга; в большем количестве и более крупные камни использовшш в средних частях стен, где их укладывали в качестве забутовки вместе с кирпичами (большей частью битыми). Сама кирпичная кладка имела характер так называемой кладки со скрытым рядом (ино1да ее называют кладкой с утопленным рядом). При такой Ю1адке на фасад выводят не все ряды кирпичей, а через ряд, тогда как промежуточные немного отодвинуты в глубь кладки и прикрыты снаружи слоем раствора (рис. 51). Поскольку горизонтальные швы раствора по толщине примерно равпы кирпичам, па фасадах между рядами кирпичей образуются полосы раствора, равные по ширине приблизительно трем толщинам кирпича. Наружный слой раствора при этом тщательно заглаживался, почти полировался, в вдоль краев кирпичей делалась аккуратная подрезка. Таким образом, обработка наружной поверхности степ при подобной системе кладки производилась дважды: сперва черновая, а затем более тщательная - гладкая затирка мастерком с полировкой лопщлом. В результате получалась чрезвычайно живописная полосатая структура поверхности. Эта система кладки давала к тому же широкие возможности исполнения декоративных выкладок и узоров. Кладка со срытым рядом с применением полос естественного камня имеет прои;шодственно-техническое происхождение. Введение полос камня давалю значительную экономию дорогостоящего кирпича, пе снижая при этом прочности стен. Система же кладки со скрытым рядом обеспечивала возможность перевязки швов, которая при почти квадратном формате кирпича-плинфы могла бы иначе вызывать затруднения. В то же время несомненно, что такая система юадки рассматривалась строителями как дающая опредезюнный эстетический эффект, обеспечивая живописно-декоративное реше1ше фасадов. Впрочем, очень вероятно, что, за исключением участков с чисто декоративной кладкой (меандры, кресты и пр.), поверхность стен все же иногда затиралась pacтвopoм.* Несомпетю, что система кладки со скрытым рядом имссч византийское точнее - константинопольское) происхождение. В византийском зодчестве, собенпо в столичной архитектурной школе, подобная Ю1адка получила широкое )аспространепие. Правда, наиболее ранние памятники, иснолнешп.к- в подобной ехнике, известны в Константинополе лишь для первой половины XI в., в то зремя как в Киеве в такой технике была возведена уже Десятинная церковь, построенная в самом конце X в. На этом основании некоторые исследователи высказывали предположение, что техника кладки со скрытым рядом была впервые разработана на Руси.! Отпибочность подобных предположений теперь уже ни у кого не вызывает сомнений." К сожалению, памятники византийского (особенно константинопольского) зодчества X-XI вв. пока еще слабо nsyieiibi, поэтому выяснить точное время появления в Византии техники кладки из плинфы со скрытым рядом не удается. Очевидно, что дальнейшее изучение техники византийского зодчества вьшвит памятники, исполненные в подобной технике уже в X п.2 На Руси техника кирпичной кладки со скрытым рядом и с применением полос камня применялась в киевском зодчестве начиная с конца X в. (Десятинная церковь) и вплоть до начала ХП в. В той же технике возведены и здания, построенные в XI в. вне Киева, - Спасский собор в Чернигове и Софийский собор в Полоцке. В целом к той же группе следует отнести и новгородский Софийский собор, несмотря па то что здсч;ь техника несколько видоизменена в связи с пшроким применением местного строительного материала- известняковой плиты. В конце XI-начале XII в., когда параллельно с Киевом на Руси появились новые архитектурно-строительные центры - Чернигов и Переяславль, там применялась та же техника. В начале XII в. в церкви Спаса па Берестове можно видеть некоторое изменение строительных приемов. Здание также возведено из кирпича в технике со скрытым рядом, однако в нем полностью отсугствуют полосы камня. Стены церкви Спаса производят впечатление построенных целиком из кирпича, хотя внутри стен в забутовке наряду с кирпичами использованы и камни. Церковь Спаса на Берестове представляет собой в Киеве последний по времени сохранившийся памятник, исполненный в кирпичной технике со скрытым рядом. В первой гшловинеХП в. исчезает данная техника и в Переяславле. Зато именное этого времени она появляется в Полоцке, где удерживается в течение nceio XII в, вплоть до прекращения там монументального строительства. Все полоцкие памятники построены в кирпичной технике со скрытым рядом, но без применения полос необработанного камня. Камни использовались здесь лишь в забутовке стен. Отступ промежуточного (скрытого) ряда кирпичей от плоскости фасада обычно равен 1-2 см, таким образом, несомненно, что этот прием уже полностью угратил свой конструктивный смысл, а использовался лишь как традиционно сложившийся. Для XII в., когда кладка со скрытым рядом в других русскш землях уже не применялась, названный нрием сразу же выдает руку полоцкш мастеров, даже тогда, когда встречается вне пределов Полоцкой земли. Так сложены галереи Борисоглебской церкви в Новогрудке, церковь Петра и Павла ге Синичьсй горев Новгороде, так же исполнены некоторые участки кладки церкв! архангела Михаила в Смоленске. В ХП в. на смену технике кладки со скрытым рядом приходит новая -равнослойная, или порядковая. В Киеве и Киевской земле наиболее ранни памятники, возведенные в равнослойной технике, относятся к 40-м гг. XII в (церкви Кирилловская и в KaficBe). Таким образом, в Киеве эта техника стая; применяться вскоре noaie того, как перестали строить в старой манере. Однаи в Чернигове равнослшйная кирпичная техника появилась несколько раньше Например, в равнослойной технике возведены собор Елецкого монастыря, Иль инская и Борисоглебская церкви. Эти здания построены в начале XII в. Следова тельно, в Чернигове начагш строить в новой технической манере тогда, когда! Киеве еще продолжагш возводить здания в технике кладки со скрытым рядом Вскоре равнослойная кладка сменила старую манеру и в Переяславле, в такой ж тех1шке были построены церкви в Старой Рязани, нача)юсь строительство н Владимире-Вольшском. С середины XII в. слшжился крупный самостоятельны! строительный центр в Смоленске, где тоже строили в новой строительной тех нике. Наконец, в конце XII в. равнослойная техника кладки применялась гродненской архитектурной школе. Начиная со времени своего появления на Руси и вплоть до монгольской вторжения равнослойная техника кирпичной Ю1адки не претерпела существен ных перемен. Правда, изменились формат кирпича, характер раствора и подрез ки швов, некоторые второстепенные дета;ш, но основы технического прием оставались теми же. Наиболее поздние памятники киево-черниговского круга (церкви в Трубчевске, Путивле и др.) демонстрируют кирпичную технику, принципиально не отличающуюся от техники кладки таких ранних памятников, как собор Елецкого монастыря. В церкви Василия в Овруче при сохранении всех основных конструктивных особенностей появшгась лишь одна новая черта -прием декоративного оформления поверхностей стен вставками больших цветных камней со шлифованной наружной поверхностью. Еще ярче этот декоративный прием проявился в памятниках гродненской архитектурной школы, где кроме камней стены были украшены вставками гшливных керамических шшток. В ряде случаев отмечено, что кирпичные стены, исполненные в равнослойной технике, затирали раствором. Когда была осуи;ествлена затирка - сразуже после возведения здания или несколько позже - не всегда ясно. Известны примеры, где наружная затирка (иногда довольно плотная, типа штукатурки) была сделана сразу по окончании кладки. Особенно четко это удалось проследить в смоленском соборе на Протоке, где все части безусловно одновременного сложного комплекса (западная пристройка, притвор, галереи, часовни) примыкают к уже оштукатурегшым стенам предыдущего по исполнению объема. В некоторых памятниках обмазка была обработана и разграфлена, имитируя каменную квад-ровую кладку (в Чернигове Борисоглебская и Ильинская церкви, собор Елецкого монастыря). В равнослойной кладке все ряды кирпичей доходят до поверхности стены, и поэтому на фасадах создается четкое чередование рядов кирпичей и приблизительно равных им по толн(Ине П1вов раствора. Перевязка швов достигается при такой системе кладки поворотом кирпичей - ложком или тычком. Обычно большинство рядов кирпичей - тычковые, а ложковых меньше - их располагали через несколько тычковых.* Иногда ложковые ряды делали не сплошными, а чередуя участки, выложенные ложками, с тычковыми. Видимо, это считали вполне достаточным для соблюдения перевязки швов, жестких же правил чередования ложков и тычков не бьию. Однако если перевязка пшов в стенах делалась не всегда достаточно аккуратно, то в углах здания, в столбах (особенно в углах и закрестьях столбов) и в пилястрах она выдерживалась очень строго. Здесь тьггковые и ложковые кирпичи чередуются регулярно через ряд и, как правило, для перевязки гпвов используются кирпичи более узкого формата. При этом мастера отчетливо различали участки кладки, несущие определенную нагрузку, и детали, такой нагрузки не несущие. Например, в Смоленске в конце ХП-начале ХП1 в., когда начали применять узкие 1юлуколонки на фасадах, строители понимали, что они не обязательно должны иметь большую прочность, и поэтому использовали через ряд узкие кирпичи с полукруглым торцом, специально изготовленные цп» вы-кпадки полуколонок: а через ряд между ними укладывали обломки таких кирпичей, только их скругленную часть. При кладке со скрытым рядом в средней части стены обычно использовали не только кирпичи, но и камни, отчего кладка имела характер ящика с кирпичными стенками, пространство между которыми представляло забутовку. При равнослойной кладке средняя часть стены заполнялась кирпичами, но менее регулярной кладкой с применением битых экземпляров. Это, однако, не означает, что кладка пелась в виде двух самостоятельных стенок с поа1едующей забутовкой пространства между ними, поскольку заполнение внутренней части стен содержит четко выраженные слои, соответствую)цие слоям кирпичной кладки наружных стен. Очевидно, что кладка велась горизонтальными рядами, а в каждом ряду из целых кирпичей аккуратно выкладывали наружные поверхности и заполняли середину битыми кирпичами. После этого весь ряд кладки перекрывался слоем раствора, а затем - следующим рядом кирпичей. Даже в тех слу1аях, когда при равнослойной кладке в средней части степы использовали камни 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 |