Снос построек: www.ecosnos.ru 
Строительные лаги  Справочник 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52


Рис. 52. Коложская церковь в Гродно. Северо-восточный столб.

К апсиде (например, в гродненской Ниж ней церкви), основным матери алом заполнения все же служи ли кирпичи и обн;ий характе всей стены был послойным.

На памятниках Смоленск! удалось установить, что в бола ранних постройках (середин; ХЛ в.) внутренниечасти стен за полнены почти исключительнс целыми кирпичами, лежанщмв в достаточно строгом порядке. Е более поздних постройках (конец XII-начало XIII в.) заполнение средних частей стен становится менее ре1улярным: здесь употреблены уже только битые кирпичи, уложенные в полном беспорядке, хотя с соблюдением горизонтальной порядовки. Лишь в одном смоленском памятнике (собор на Протоке) внутренние части стен действительно превращены в забутовку с использованием не только кирпичей, по и камней, без сохранения горизонтальных рядов.

Можно отметить, «гго ложковые ряды кирпичей, свидетельствующие о желании усилить перевязку швов, чаще встречаются там, где внутренняя часть степы уложена менее регулярно (например, собор на Протоке в Смоленске), и реже -при тщательной кладке средней части стены (Борисоглебский собор Смядынского монастыря в Смоленске). В литературе высказывагшсь предпшюжения о том, что через определенное количество рядов кладки стены для укрепления перевязывали сквозными рядами регулярной кладки. На исследованных памятниках такую систему удалось обнаружить только в черниговской Пятницкой церкви, где каждые пять-семь рядов кладки внешних поверхностей чередовались с двумя-тремя рядами кладки, пропущенными сквозь всю толщу стены (так называемая кладка «в ящик»).

Наружные ряды кирпичей кладки стен («наружная верста») делались, как правило, из целых кирпичей. Очевидно, именно эти ряды кла)дки выполняли не отвесу и шнуру. Б некоторых слу1аях можно даже видеть, как зодчие уюшдьшали «опорные» кирпичи, по которым определяли точную фор.му здания. Например, в круглом столбе гродненской Борисоглебской церкви на Коложе мастер явно сперва разметил положение четырех кирпичей, лежанщх строго по диагонали квадратной базы столба и определявших, таким образом, диаметр столба, а люслг этого выложил кирпичи 1ю периметру круга (рис. 52).28

Подрезка швов па фасадах при равнослойной кладке большей частью делалась косой, односторонней - скосом вниз наружу." При такой подрезке каждый кирпич всегда несколько выступает над нижележап1им швом (на 0.5 см, иногда несколько больше). Однако встречаются и другие системы подрезки, например двусторонняя по краю кирпичей, близкая по типу к подрезке, применяемой прн кладке со скрытым рядом. Отмечена подрезка в виде вдавленного скругления швов. В некоторых памятниках (особенно в конце XII-начале XIII в.) подрезка швов па фасадах вообще не делалась, а выступавший из швов раствор затирался по поверхности фасада.



Совершенно особый характер приобрела кладка в памятниках новгородского зодчества. Уже в новгородском Софийском соборе мастера значительно видоизменили киевскую систему кладки со скрытым рядом, введя значительное количество известняковых плит. Так, кладка стен и столбов основного объема храма снизу до уровня хор исполнена в основном из постелистых плит, прикрытых снаружи на фасадах затертым раствором. Забутовка в средних частях стен сделана из мелких камней и кирпичей на обильном растворе. Кладка основного объема здания выше хор, а также кладка галерей исполнена из плит, но многие камни здесь выходят на фасадную поверхность и офальцованы, т.е. подчеркнуты подрезкой раствора. Однако, ведя кладку стен и столбов почти целиком из известняковых плит, мастера все основные конструктивные элементы - арки, паруса, купола, лопатки фасадов - строили целиком из кирпичей в технике со скрытым рядом. Кроме того, в каменной кладке стен и столбов имеются горизонтальные прослойки кирпичной кладки, состоящие из нескольких (обычно от четырех до семи) рядов кирпичей, тоже уложенньгх со скрытым рядом. Кое-где на фасадах собора есть участки декоративной кирпичной кладки, близкие тому, как это сделано в Киеве и черниговском Спасском соборе.

Позднее (в памятниках новгородской архитектуры ХП в.) от кладки стен почти исключительно из плит отказались и установилась уже вполне разработанная система чередования плит и кирпичей - через ряд. Система эта далеко не всегда аккуратно выдерживалась, и иногда ряды кирпичей прерывались, а ряды плит сдваивались. Изменения почти всегда происходили в сторону уменьшения количества кирпичей, а не плит. Порой для выравнивания камней куски кирпичей в такой кладке ставились на ребро. Подобная система кладки встречена уже в самом раннем памятнике новгородской архитектуры ХП в. - в церкви Благовещения на Городище, а затем используется вплоть до ХП1 в.

Другой вариант смешанной кладки - из камня и кирпича - можно видеть в церкви Благовещения в Витебске. Здесь один ряд тесаньгх камней чередуется с двумя рядами кирпичей. Кладка не везде абсолютно идентична: кое-где вместо двух рядов кирпичей проходит всего один или, наоборот, несколько рядов. Точно гак же местами вместо одного ряда камней проходит несколько смежных. Камень отесан не очень тщательно. Наряду с горизонтальными блоками встречаются вставки небольших, вертикально поставленных камней. Такая система смешанной кладки кроме витебской церкви отмечена еще в здании Борисоглебской церкви в Новогрудке, где она исполнена гораздо небрежнее. Более в русской архитектуре подобная техника нигде не встречается, хотя для византийской, болгарской и сербской архитектуры это достаточно обычный прием. В витебской церкви данная система кладки снаружи не видна, так как фасады затерты раствором, по которому прочерчена имитация кладки из крупных отесанньгх квадров.зо

Совершенно иной характер имеет кладка памятников галицкой и владимиро-суздальской архитектурных школ - она белокаменная, без применения кирпича. Из хорошо отесанных известняковых блоков складывали две стенки, а промежуток между ними заполняли обломками того же камня, кусками туфа, валунами на известняковом растворе. После того как раствор схватывался, стена превращалась в монолит, имевший тщательно обработанные внешние поверхности. Каменные блоки отесывали обычно настолько точно и гладко, что швы между ними получались чрезвычайно тонкими. Поэтому стенки из каменных блоков оказывались сложенными почти насухо, в то время как в забутовке был обильно использован раствор.

Задняя сторона каменных блоков, обращенная к средней части стены, пе обрабатывалась, чтобы создать лучшее сцепление с раствором забутовки. Толщина каменных блоков была обычно 20-40 см, иногда несколько больше. Встречающееся в литературе утверждение, что блоки облицовки имели выступаю1цие йвосты» д;ш перевязки с забутовкой, не подтверждается. Отсутствие хорошей перевязки каменных блоков облицовочных стенок с забутовкой отмечено на ря-



де памятников владимиро-суздальского зодчества, особенно при реставрации Дмитриевского собора во Владимире.! Судя по сохранившимся отпечаткам нижнего ряда каменных блоков над фундаментом церкви в Василёве, тесаные блоки и в галицкой архитектуре не перевязывались с забутовкой.з Скульптурные рельефы во владимиро-суздальских памятниках высекалш на отдельных камнях, которые монтировали в кладку в процессе строительства, а растительный орнамент в нижней части Георгиевского собора вЮрьеве-Польском выполняли уже на сложенной стене.

Можно отметить, что в процессе развития владимиро-суздальского зодчества белокаменная кладка претерпела некоторые изменения, хотя основные принципы ее исполнения остались неизменными. Так, в памятниках середины XII е. нет четкой одноразмерности рядов кладки, а начиная со строительства 60-х гг. XII в. заметно стремление к одноразмерности. В поздних владимиро-суздальских памятниках (например, Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском) теска камней менее аккуратная: иногда в кладке встречаются более мелкие камни. В Суздальском соборе (начало XIII в.) кладка стен исполнена ие из плотного известняка, а из туфа, поверхность которого, вероятно, затирали раствором. Из плотного камня в этом соборе сложены цоколь, частично лопатки, элементь! декора.

В памятниках Боголюбовского комплекса отмечено, что для скрепления от дельных элементов кладки - колонок, капителей - в камнях были сделаиь четырехгранные отверстия, очевидно, для железных или свинцовьгх стержней.

Белшкаменная кладка галицкой и владимиро-суздальской архитектурны! школ полностью совпадает с романской строительной техникой Центральной Европы.

Толщ,ина стен древнерусских храмов в верхней части здания обычно был несколько меньшей, чем в нижней. Утонение стен иногда давал уступ кладки расположенной в интерьере храма в уровне хор. Впрочем, часто утонение ста происходит равномерно, без уступа. В нескольких новгородских памятника можно отметить, что одна из стен имеет уступ, а другая утоняется без него. В владимиро-суздальских памятниках уступ всегда находится на внешней сторож стены, над аркатурио-колончатым поясом. Вероятно, на внешней стороне стен! размещался уступ и в гагшцкой архитектуре, о чем можно судить по paнни владимиро-суздальским памятникам, возведенным га)шцкими мастерами.

АРКИ, СВОДЫ, ПРОЕМЫ

Монументальные здания Древней Руси, как правило, перекрьшались свода ми (древнерусский термин - «комары»).* Наличие деревянных балочных пере крытий можно предполагать только в некоторых дворцовых зданиях, наприме в теремах, остатки которых были раскопаны в Смоленске и Полоцке. Стены эти теремов имели гораздо меньшую толщину, чем стены даже самых небольши храмов.

Общая схема сводов во всех храмах домонгольской Руси одинакова. Эп четкая система арок, соединяющих между собой столбы и стены здания. В центр храма четыре столба соединены арками. Крестчатая форма столбов точно отра жает их функциональное назначение - служить опорой четырем подпружны! аркам. Когда со второй половины XII в. стали довольно часто применять и крестчатые, а квадратные в плане столбы, пяты подпружных арок опира)ш уж не на пилястры столбов, а непосредственно вреза)ш в сами столбы. В тех случаях когда опорные столбы были круглыми (или многоугольными), в верхней част1 они заверншшсь квадратной плитой, выше которой приобретали крестчатун или квадратную форму (полоцкий Спасский собор Евфросиньева монастыр гродненская Борисоглебская церковь на Коложе).



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52