![]() |
|
![]() ![]() Как осуществляется строительство промышленных теплиц? ![]() Тенденции в строительстве складских помещений ![]() Что нужно знать при проектировании промышленных зданий? |
Строительные лаги Справочник Таким образом, все памятники, имеющие лестницу, расположенную в специальной башне, относятся к XI-самому началу XII в. Других способов ее размещения в это время пе применяли. В Киевской земле наиболее поздний пример храма, имевнюго лестничную башню, - церковь Спаса на Берестове, возведенная между 1113 и 1125 гг. В Новгороде, судя но косвенным данным, можно предположить, что башию, встроенную в одно из угловых западных членений, имела церковь Ивана па Опоках, построенная в 1127-1130 гг. Позже лестничные башни перестали строить, и известно всего несколько слу1аев подобного размещения люстпиц.Так, во второй половине XII в. лестничная башня была встроена в юго-западное членение Николо-Дворищепско го собора Новгорода, но этот исключительный случай оказался вызван особыми условиями - ликвидацией перехода па хоры, веднюго иепосредственно со второго этажа княжеского дворца. Известны также два памятника конца XII в. с лестничными башнями - церковь Василия в Овруче, западный фасад которой фланкировалш две круглые лестничные башни, и недостроенная церковь в Волковыске, имевшая квадратную башню у юго-западного угла. Лестницы в бапншх делалш винтовыми, опираюп1Имися на центральный круглый столб. В тех случаях, когда при археологических раскопках выяснялюсь, что центральный столб лестницы был полностью уничтожен, о лестничном назначении помещения может свидетельствовать фундамент, залолпяюи(ий, как правшю, всю площадку под лестничной баншей, а не только под степами. Такая сплоншая платформа фундамента обнаружена под баншей полюцкого Софийского собора, в северо-западных угловых членениях Борисоглебской церкви в Вышгороде и церкви Михаила в Переяславле. И ногда лестничные башни имели ярко выраженный парадный характер. Так, исаюдование северной бап1ни киевского Софийского собора показалю, что ступени лестницы были сделаны из плит красного шифера, а подступенки покрыты мозаичным орнаментом. Стены лестницы киевской Софии украшала фресковая живопись. В XII в. лестницы для подъема на хоры стали размещать в толще стены церкви. Наиболее ранний пример такой лестницы известен в соборе Елецкого монастыря вЧернигове, возведенном в самом начале XII в. В нем лестница была устроена в западном членении северной стены. Там же размещены лестницы в киевской Кирилловской церкви, в каневской церкви, в Успенском соборе Старой Рязани и в Борисоглебской церкви Смядынского монастыря в Смоленске. Еще чаще лестницу делали в северном членении западной стены храма. Примерами могут служить церкви Успения на Подоле в Киеве, Борисоглебская в Чернигове, Петра и Павла в Смоленске, Воскресенская в Переяславле, Благовещения в Витебске, Спасская в полоцком Евфросиньевом монастыре и Успенский собор в Галиче. В памятниках конца XII-начала ХП1 в. аналогичное размещение лестниц можно видеть в церквах Апостолов в Белгороде и Пятницкой в Чернигове. Среди памятников новгородского зодчества так расположена леспшца только в псковском соборе Ивановского монастыря, а позднее, примерно с 60-х г. XII в., здесь установилась традиция устраивать лестницу не в северном, а в южном членении западной степы. В смоленской церкви архангела Михаила, где вместо хор имелшсь ложи во втором этаже притворов, лестница была устроена в северной стене западного нритвора. В памятниках владимиро-суздальской архитектуры лестницы вообн1е от-сугствуют и вход на хоры осуп(ествлялся :шбо через примыкавшие к храму баппш или переходы (Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, собор в Боголюбове), либо по лестнице, устроенной в степе галереи (церковь Покрова иа Hepjm). Для некоторых памятников владимиро-суздальской архитектуры это вопрос вообн1е пока не выяснен. В соборе Суздаля, относящемся уже к началу XIH в. и имевшем три притвора, лестница проходит в северной степе западного притвора, подобно тому как это сделано в смоленской церкви архангела Михаила. Своеобразное penienne устройства лестницы можно видеть в Нижней церкви в Гродно и церкви в Турове, где для ее размещения в одном из западных углов храма (в Гродно - в юго-западном, в Турове - в северо-западном) была встроена специальная тонкая стенка в четверть окружности, выделявшая лестничную Ю1етку. Следует отметить, что в киевской Кирилловской церкви помимо основной лестницы на хоры имеется еще вторая, в толще восточного членения южной стены, выводившая на небольпюй балкон в южной апсиде. В Борисоглебской церкви иа Коложе в Гродно основная лестница, вероятно, размещалась в запад-, ной стене, но, кроме того, сохранились две дополнительные, начинающиеся в торцах междуапсидиых стенок и проходящие в толще стен боковых апсид. По-разному устраивали лестницы в сооружениях, не имевших культового характера. Во владимирских Золотых воротах лестница проходила в толще одного из пилонов. Так же была располюжеиа люстница в воротах княжеского двора вЧернигове (начало ХП1 в.).б« В епископских воротах Переяславля была построена специальная камера для двухмаршевой лестницы. Где находилась леспшца в киевских Золотых воротах, выяснить не удалюсь. В ансамбле Боголюбсвекого замка существовала башня с винтовой лестницей, вюхючснная в переходы, ведшие из церкви во дворец. Перекрытие лестниц в башнях киевского и нов1ородского Софийских соборов исполнено с помощью отрезков цилиндрических сводов, ступенчато размещенных над винтовой леспшцей. Такое же покрытие имела лестница в 6auiHe новгородского собора Юрьева монастыря, хотя здесь сечение некоторых отрез-, ков сводов подвышенное, несколько напоминающее стрельчатое. В новгородском соборе Антониева монастыря своды над лестницей тоже ступенчатые, но с сечением, близким к треугольному. Перекрытия лестниц, проходивших в голн;естен, вначале делали с помощью плоских каменных плит. Так, в киевской Кирилловской церкви, соборе Елецкого монастыря и Борисоглебской церкви в Чернигове лестницы перекрыты наююн-но расположенными нгиферными плитами. Плоскими плитами перекрыта лестница и в псковском соборе Ивановского монастыря. Позже перекрытие лестниц обычно делали в виде ступенчатого свода, состояп\его из отрезков цилиндрических сводов. В Новгородской земле примерами могут служить церковь Спаса-Нередицы и ладожская Успенская церковь, в Чернигове - Пятницкая церковь, в Суздале - Рождественский собор, в Гродно - Борисоглебская церковь на Коложе. Во Владимире лестница в Золотых воротах перекрыта ступенчатыми сводами, а винтовая лестница в Боголюбове - спло1пным ползучим сводом. Лестницы, расположенные в толще стены, как правило, были узкими (шириной около 70 см) и довольно крутыми, а высота их подступенков - большей, чем ширина ступеней. Ступени лестниц обычно кирпичные, но в ряде памятников выявлено, что кирпичные ступени покрыты досками, заделанными концами кладку стены. ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ В тол1це стен древнерусских зданий, как правило, были залюжены деревянные связи. Они образовывалш сплошное кольцо, опоясываюп;ее здание, а внутри помещения большей частью проходили через интерьер, перекрещиваясь в стол1-бах. Расположенные в несколько ярусов связи создавали замкнутые ко1Г1уры игравшие существенную рол1ь в сохранении прочности сооружения, oco6einic при наличии неравномерных осадок или деформаций. К сожалюнию, о количестве ярусов связей и их конструкции можно судить лишь по неболыному количеству памятников, поскольку связи, выходившие в интерьер, сохраншшсь лишь в редких случаях, а отверстия от выходов этих связей обычно залицовыва-лись при ремонтах. Во всяком случае несомненно, что в уровне пят арок связи закладывались почти всегда. Очевидно, помимо значения общего каркаса задние связи играли роль затяжек в основании арок. Очень вероятно, что связи, проходившие через интерьер, могли быть оформлены резьбой или живо1Шсью и служить, таким образом, одним из элементов художественного оформления внутреннего пространства. Следы связей, лежавших в основании стен, были обнаружены при раскопках Десятинной церкви (рис. 53). Система связей была прослежена в киевском Софийском coeope.* Здесь связи проходили в стенах нод окнами, в уровне дверных и оконных арочных проемов, в уровне пят арок, у основания барабанов глав. Несколько ярусов связей прослежено также в новгородской Софии.о Связи имелись и во всех более поздних памятниках киево-черииговского круга. Так, несколько ярусов связей обнаружено в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. При этом связи отмечены не только в здании самого собора, но и в крещальне. В соборе черниговского Елецкого монастыря связи проходили поверх фундаментов, над арками хор и в уровне пят закомар, причем ; не только по периметру стен, но и поперек здания, соединяя стены со столбами. Пустоты от связей отмечены и в киевской Кирилловской церкви. Традиция эта продолжалась и позже, вплоть до монгольского вторжения. Пустоты от нескольких ярусов связей отмечены в памятниках конца ХП-начала ХП1 в., например в Черниговской Пятницкой церкви и церкви Василия в Овруче. Сун1ественные наблюдения над местонахождением связей были сделаны при изучении памятников Смоленска. Раскопки Борисоглебского собора Смядынского монастыря показали, что нижний ярус связей располагался непосредственно над фундаментом в толи;е кирпи«шой вымостки (рис. 54). Связи проходили как Вдоль степ храма, так и поперек всего здания, перекрициваясь под его столбами и образуя общий деревянный каркас (рис. 55). Как бьиш размещены связи в апсидах, установить не удалюсь. Сверху уровень связей, пересекавших здание поперек, был прикрыт полом. Связи в основании степ выявлены также в бесстолпном храме в детинце. По-видимому, такой нижний ярус связей су1це-ствовал во всех смоленских храмах, относя1Цихся ко времени до 80-х it. ХП в. В более поздних смоленских памятниках нижний ярус связей бьш обнаружен только в храмах, возведенных одной из строительных артелей, - в соборе на Протоке и в церкви на Окопном кладбище. Это были парные деревянные связи, расположенные непосредственно над фундаментом. В храмах, возведенных другой смоленской строительной артелью, нижний ярус связей не был найден даже там, где кладка нижних частей стен сохранилась относительно хорошо. Очевидно, что такой прием укрепления основания здания с конца ХП в. в большинстве смоленских храмов уже не применялся. В церкви архашела М ихаила в интерьере в кла;;ке стен и столбов видны квадратные отверстия - места выхода некогда существовавших связей. Судя по этим отверстиям, связи располагались в пять ярусов, но связей в основании стен здесь, видимо, не было (рис. 56). Пятьярусов связей отмечено и в 1Ювгородской Пятницкой церкви, встроенной смоленскими мастерами. В Полоцке (в отличие от Смолюнска), как показалш вскрытые раскопками остатки храма-усыпальницы в Евфросиньевом монастыре и церкви на Нижнем замке, связей в основании стен не применяли и в первой половине ХПв. Связи имелись во всех памятниках новгородского зодчества. Так, отмечено 1TO в Георгиевском соборе Юрьева монастыря часть связей соедип»и1а стены со ;толбами. Особенно детально связи были прослежены в Спасо-Нередицкой цер-ши.з Они проходили в три яруса. Нижний ярус размеП1ался в уровне пола хор, )Торой - в уровне пят подпружных арок, третий - у основания купола. Два нижних яруса связей образовывали замкнутые кольца но периметру здания, а третий - но периметру барабана. Связи второго яруса пересекали церковь, пере- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 |