Снос построек: www.ecosnos.ru 
Строительные лаги  Справочник 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

с загнутыми бортиками. Вставлялись стекла с наружной стороны оконницы в специально сделанные в брусках врезки и крепились с помощью замазки, остатки которой тоже были найдены. Оконница была соединена со связями, вьгходив-шими в оконный проем, и наглухо закреплена штукатуркой.

Деревянными были также полотнища дверей. К сожалению, ни в одном случае такие полютнища до нас не дошли, за исю1ючением «писаных золотом врат» в западном и южном порталах Суздальского собора, исполшенных в первой половине XIII в.«« Это больпше двухстворчатые двери, деревянный каркас которых обит изнури железом, а снаружи - медными листами с рисунком, сделанным золотой наводкой по черному лаковому фону.

ПОЛЫ

в Десятинной церкви - древнейшем памятнике монументального зодчества Киевской Руси - при раскопках были обнаружены полы двух типов: наборные из плиток цветного мрамора, порфира и смальты, а также из поливных керамических плиток. Мрамор, использованный для полов, несомненно греческого происхождения; таким образом, очевидно, что материал для наборньгх потъ был привезен из Византии. Позднее, в XI в., данный прием более никогда т повторялся и полы делалш исю1ючительно из материалов местного происхождения или из искусственных, тоже вырабатывавшихся на месте.*

В течение всего XI в. в памятниках монументального зодчества делали мозаичные полы, шиферные или из керамических плиток. Мозаика из кусочков смальты набиралась как непосредственно в слой раствора, так и в шиферные плиты, в которых для этой цели вырезались специальные канавки. Большей частью оба способа укладки мозаики применялись совместно в одном здании. При этом часть шиферных плит обычно оставляли гладкими, без мозаичного набора. Следовательно, полы из шиферных плит и мозаичные почти всегда совме1цались в одной постройке. Так было в киевской Софии, черниговском Спасском соборе, Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, соборе Вы-дубицкого монастыря, церкви Михаила в Переяславле. Почти всегда в этих же зданиях часть пола (в боковых нефах, порой в апсидах) настилали поливными керамическими плитками. Однако иногда при раскопках находили только керамические плитки: видимо, в менее значительных постройках полы делали более скромными, без мозаики и шиферных плит.

Среди памятников XI в. несколько выделяются полы новгородского Софийского собора. Здесь первоначальный пол представлял собой слой гладко затертого известково-цемяночного раствора. Позднее, но, видимо, еще в пределах XI в., поверх этого пола был настлан второй, из каменных плит.

В XII в. характер полов в памятниках монументального зодчества су1цествен-но изменился.*" Выпши из употребления мозаичные и шиферные полы и получили очень ншрокое распространение полы из керамических плиток, впрочем, достаточно распространенные и в XI в. Крометого, стали применять известковые полы, а также кирпичные и из каменных плит. Правда, в первой половигю XII в. еще встречаются примеры шиферных и мозаичных полов. Так, шиферные плиты с мозаичшлми наборами применены в киевской Кирилловской церкви и черниговской Борисоглебской. Мозаичный пол существовал в полюцком храме-усыпальнице Евфросиньева монастыря. По-видимому, к XII в. относится мозаичный пол в центральной ансиде новгородского Софийского собора. Примеров употребления мозаичных и шиферных полов даже в первой 1юловине XII в. уже очень немного, а для второй половины XII в. известен лишь один памятник-Благовещенская церковь в Чернигове, где в центральной части имелся мозаи" ный гюл.



Известковые полы представляют собой хорошо затертый слой раствора (большей частью это специальный, очень прочный мелкозернистый раствор, состояп1Ий из извести и мелкотолченого кирпича или известняка) небольпюй толщины - около 1-2 см; под ним обычно лежит бтсс грубый слой раствора. Очень широкое распространение такие полы получшш в новгородской архитектуре, где они отмечены в новгородских церквах Благовещения на Мячине и Пантелеймона, в псковских церквах Дмитрия Солупского и Ивановского монастыря, во всех памятниках Старой Ладоги. В Полоцке известковый пол известен в Большом соборе Бельчицкого монастыря, а в Смоленске - в церкви на Окопном Ю1адби1це и в соборе на Протоке. Вероятно, эти нолы пе обладалш больнюй прочностью, ибо в церкви Пантелюймона в Новгороде пол растрескался и енге в древности был покрыт вторым слоем такого же раствора.

Другой тип пола - кирпичный. В Смоленске такие полы были обнаружены в Васильевской церкви, в церквах на Малой Рачевке и на Больнюй Краснофлотской улице. В последнем случае удалось выяснить характер выюшдки кирпичей: они лежали 1н«юсами, ориентированными параллельно западной стене храма, причем кирпичи в одной полосе располагались длинной стороной вдоль нее, а в соседней полосе - поперек. Пол настилался из обычных кирпичей, уложенных очень плютно один к другому, но без всякого связуюн1его, непосредственно на спой подсыпки. Кроме Смоленска кирпичные полы известны в новгородской церкви иа Перыни и па отдельных участках в гродненской Нижней церкви. 1звестны случаи, когда для вымостки полос использовали специальные кирпичи, покрытые поливой (например, в Спасской церкви Новгорода-Северского).

Полы из каменных плит известны в нескольких памятниках новгородской архитектуры - в соборе Юрьева монастыря и церкви Петра и Павла на Синичьей горе. Темно-красные известняковые плиты применены для настила пола в новгородской Пятницкой церкви. Кроме Новгорода пол из каменных шшт (песчаник) был вскрыт раскопками в самом раннем памятнике галицкого зодчества - церкви Иоанна вПеремьпшю.

Наиболее распространенными были полы из полшвных керамических плиток. Такие плитки или их обломки находили при раскопках в большинстве памятников русского зодчества домонгольской поры. Укладывалш плитки очень плотно друг к другу, но обычно без раствора, на слой специальной подготовки.! 11ин1Ь в нескольких памятниках оказалюсь, что плитки были уложены на растворе. Таков, например, пол в черниговской церкви Пятницы. Судя по следам на гыльной стороне плиток, на растворе был уложен плиточный пол в храме-усыпальнице Евфросиньева монастыря в Полоцке.

Совершенно особый пример чрезвычайно роскошного пола обнаружен при йскопках собора в Боголюбове. Здесь найдены остатки пола из нолшрованных шит красной меди. По сведениям летописи, медный пол («дно медяное») имелся икже в Успенском соборе во Владимире. в церкви Ивана в Холме «внутрьнии кееи помост бе слит от меди и от олова чиста, яко блеп1атися яко зерцалу».

Поскольку в памятниках зодчества домонгольского времени, как правшю, пе уществовало подклетных этажей или крипт, полы лежали па грунте." Однако юд настилом пола обязательно делали специальный слой подготовки. В памят-шках XI в. уже можно видеть разлшчные варианты таких подсыпок. Иногда это 1ыл просто слой чистой землш толщиной 25-30 см, как например в Выдубиц-DM соборе. В церкви Ирины в Киеве в центральном нефе плитки были уложены la слой известковой подготовки, ниже которой находился слой кирпичного цебня, а в боковых нефах - па слое глиняной подмазки. Очень разнсюбразны лои подготовки пола в памятниках XII в.: это прослойки песка, глины, суглинка, смли, известкового раствора, мелкого кирпичного или известнякового пхебня. !остав аюев и их сочетание были самыми разными, а общая толщина колеба-ась от 10 см до весьма значительных величин. Судя по разнообразию приме-ившихся материалов, состав подсыпки в глазах строителей не играл существен-

П. А. Раппопорт 97



ной роли. Главное, по-видимому, чтобы материал подсыпки был достаточи плотным и мелкозернистым, не подверженным неравномерной осадке.

В памятниках XI-первой половины XII в., как правило, пол находился н уровне земли или чуть выше ее. Позднее пол часто поднимали выше землиi помощью слоев подсыпки или сплошного слоя глины (земли, суглинка). Осо бенно четко это удалось установить в памятниках Смоленска. Здесь в церкв! Петра и Павла и в бесстолпном храме в детинце (середина XII в.) пол был очен значительно поднят над землей. Но уже в церкви Василия (80-е гг. XII в.) па примерно на 40 см возвышался над окружающей поверхностью. В дальнейшел указанная особенность - положение пола храма выше уровня земли - нриобре ла в Смоленске еще более ярко выраженный характер. Несомненно, что это бьщ связано с общим изменением композиции храмов, поскольку приподнятый пш естественно, вызывал появление лестниц перед входом и тем подчеркивал высо ту постройки. В небольших храмах подъем пола сравнительно невелик: так, i церкви на малой Речевке он равен всего 35 см, но в церквах на Чуриловке и в Большой Краснофлотской улице - до 50 см. В Спасском соборе в Чернушках! в церкви на Окопном кладбище толщина слоя подсыпки около 80 см. Снаруж во всех этих храмах никакого поднятия грунта не отмечено, и, следовательно, па был выше земли на всю толщину подсыпки. В соборе на Протоке песчанги подсыпка лежит на выравненных слоях, образовавшихся в процессе строитель ства, составляя в целом слой толщиной около 1 м. В соборе Троицкого монасты ря на Кловке пол был поднят выше уровня поверхности земли с помощы подсыпки, имевшей толщину 1.1 м. Наконец, глиняная подушка, лежащая основании пола церкви на Воскресенской горе, поднимала его почти на 1.5 м.

Таким образом, увеличение толщины слоя подсыпки пола и связанный этим подъем уровня пола над поверхностью земли становятся для памятнике смоленского зодчества конца XII-первой трети XIII в. характерной черте! Кроме Смоленска подъем пола на 50-60 см отмечен в новгородской церкв Пятницы - постройке смоленских зодчих. Очень возможно, что подъем уровн пола был свойствен не только памятникам Смоленска, но и всему русском зодчеству конца XII в., хотя при исследовании памятников это не отмечен! Среди несколько более ранних построек подъем пола примерно на 1 м выи уровня земли обнаружен в витебской церкви Благовещения. Следует отметил что никаких следов наружных лестниц, даже при высоком положении пола, i найдено. Возможно, что ступени перед порталами было принято делать деревян ными. Вероятно, деревянными были, как правило, и пороги, хотя в нескольки памятниках обнаружены каменные пороги. Так, порог из нескольких каменны нлит был раскопан в смоленской бесстолпной церкви в детинце.

КРОВЛЯ

В древнерусских письменных источниках имеются упоминания о покрыти кровель свинцом. Так, в 1151 г. в Новгороде архиепископ Нифонт «поби святу!, Софию свиньцем».55 в Новгородской пятой летописи об этом сообщается пс 1156 г.: «И всю извну церковь известью обели и свинцом побшР В более поздни i известиях летописей (XV в.) тоже неоднократно упоминаются «доски свинц( ( вые», которыми покрывали кровли. Как материал для покрытия кровель в лед писях называется и олово. Например, в 1194 г. владимирская церковь Богор дицы (т.е. Успенский собор) «покрыта бысть оловом от верху до комар и j f притворов». Сообщая о том, что мастера были местные, летописец вновь отм() тил: «...иных олову льяти, иных крыти, иных известью белити»;* в 1280 i г «...покры церковь Ростовскую оловом». Описывая церкви «Святой земли», ит] j мен Даниил (начало XII в.) также сообщал: «...церковь велика... покрыта же eci вся оловом».1°о



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52