Снос построек: www.ecosnos.ru 
Строительные лаги  Справочник 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 [ 36 ] 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Определение дней заложения храмов по их азимуту

Памятник

Азик1ут

Магнитное

Истинный

Широта

Склонение

храма

склонение

азимут

солнца

современные

древние

Успенский собор (Владилнф)

+ 14

28 апр.-16 авг.

21 апр.-9 авг.

Церковь Петра и Павла на Синичьей

5 февр.-7 нояб.

29 янв,-31 окт.

горе (Новгород)

Церковь Благовещения на Мячине

8 марта-6 окт.

1 марта-29 сент.

(Новгород)

Церковь Спаса-Нередицы (Новгород)

+ 13

25 апр,-19 авг.

18 апр.-12 авг.

Церковь Благовещения на Городище

24марта-21 сект.

17 марта-14 сент.

(Новгород)

Церковь Василия на Смядыни

+ 15

1 мая-13 авг.

24 апр.-6 авг.

(Смоленск)

Церковь Иоанна (Перемышль)

+ 21

25 мая-19 июля

19 мая-12 июля

Собор Вьщубицкого монастыря (Киев)

50.5

13 марта-1 окт.

6 марта- 24 сент.

Церковь Андрея у ворот (Переяславль)

+ 15

1 мая-13 авг.

24апр.-6 авг.

Спасская церковь, апсида

+ 14

28 апр.-16 авг.

21 апр.-9 авг.

(Переяславль)

Спасскпп собор (Чернигов)

51.5

+ 15

1 мая-13 авг.

24 апр.-6 авг.

Собор в Боголюбове

21 марта-23 сект.

14 марта- 16 сент.

Церковь под Успенской церковью

+ 12

22 апр,-22 авг.

15 апр.- 15 авг.

(Переяславль)

Успенская церковь (Старая Рязань)

8 апр.-5 сент.

1 апр.- 29 авг.

Церковь архангела Михаила

29 марта-16 сент.

22 марта- 9 сент.

(Сьюленск)

Церковь Ивана Богослова (Смоленск)

16 марта-29 сент.

9 марта- 22 сент

Борисоглебский собор Смядынского

11 апр.-З сент.

4 апр.- 27 авг.

монастыря (Смоленск)

Церковь у устья р. Чуриловкп

26 февр,-17 окт.

19 февр.- 10 окт.

(Смоленск)

Церковь Ивана на Опоках (Новгород)

20 февр .-22 окт.

13 февр.- 15 окт.

Церковь Благовещения (Чернигов)

51.5

8 марта-6 окт.

1 1 марта- 29 сент.



Насколько можно доверять полученным датам? И насколько часто даты заюшдки совпадают с определениями, сделанными но азимутам? К сожалению, имеется очень небольпюе количество храмов, у которых известны и азимуг продольной оси, и летописные данные о дне закладки. Успенский собор во Владимире, судя по его азимуту, мог быть заложен 21 апреля или 9 августа (см, таблицу, 7). Но расположение здания па высокой горе над пойменной низиной дает сдвиг азимута к северу. Если допустить, что сдвиг этот был равен примерно 8-9°, то восход точно совпадает с летописной датой - 8 мая. Однако три новгородских памятника демонстрируют явное несовпадение дат: в церквах Петрам Павла, Благовен(ения на Мячине и Снаса-Нередицы расчет, сделанный но азимутам, даже приближенно пс дает дней, названных в летописи (см. таблицу, 2-4). Можег быть, не слушйно в летописи заложение и начало строительст указаны pa:vtejn,Ho. Так, о церкви Благовенения записано: «Заложи архиепископ Илия... церковь камяну... и начя здати церковь майя месяця в 21...». Возможно, что в данном случае летопись отмечает день не заю1адки, а начала строительных работ. Тем более что этот день, видимо, тоже порой оформлялся торжественной процедурой с участием заказчика. Реально также, что несовпадение летописных дат с датами, полученными в соответствии с азимутами церквей, объясняется тем, что летописец под закладкой мог иногда понимать не первоначальную разбивку храма, а заложение первого камня здания. Так, автор первой половины XV в. Симеон Фессалоникийский указывает, что архиерей торжественно заюш-дывает первый камень алггаря уже после того, как отрыты фундаменты. Наконец, BHojHie возможно, что в ряде слу1асв церкви вообще не ориентировали продольной осью на восход солнца, а ставили в соответствии с направлением уже су1цествовавией улицы, ориентацией предшествующей деревянной церкви илн исходя из каких-либо особых ус:ювий.з«

Сравнение дней закладки, полученных по азимутам, с днями патронов храмов также гюказывает, что в большинстве случаев дни эти не совпадактг. И все же, }\ажс учитывая такие несовпадения, можно выделить ряд памятников, дни заю1адки которых, судя по азимутам, близки патрона7П>ным дням данного храма. Так, согласно азимуту, церковь Благовещения на Городище б:шз Новгорода былазалюжсна 17 марта или 14 сентября (см. таблицу, 5). При расположении на всхолмлении сдвижка точки восхода дает дату, очень близкую 25 марта, т.е. дин Благовенения. Церковь Василия на Смядыни в Смоленске, видимо, была заложена в день святителя Василия - 26 апреля (по азимуту - 24 апреля; сы таблицу, 6), а церковь Иоанна в Перемышле - в день обретения главы Иоанн: Предтечи - 25 мая (по азимуту - 19 мая; см. таблицу, 7). Собор киевского Выдубицкого монастыря залюжен, судя по азимуту, 6 марта или 24 сентября (см таблицу, 8). Учитывая сдвижку, связанную с очень высоким горизонтом, заклад ка, вероятно, была произведена 6 сентября, т.е. в день чуда архангела Михаила Имеется сн;е ряд памятников, совпадающие даты которых оказываются осенними. Так, ориентация церкви Андрея в Переяславле близка дню Андрея Страти дата (19 августа; см. таблицу, 9), а ориентация Спасской церкви в Переяславле почти точно совпадает с праздником Спаса (6 августа; см. таб:шцу, 10). Азиму! Спасского собора в Чернигове свидетельствует о заю1адке либо 24 апреля, либо 6 августа, т.е. тоже совпадает с праздником Спаса (см. таблицу, 11). Ориентация собора в Боголюбове очень близка дню Рождества Богородицы (8 сентября; см таблицу, 12). С днем Успения (15 августа) совпадает ориентация маленько! церкви, раскопанной под более поздней Успенской церковью в Переяславле (см таблицу, 13). Этому же дню близка ориентация церкви в Старой Рязани, которук обычно считают Успенской (см. таблшцу, 14). Осенняя дата более вероятна и дто смоленской церкви архангела Михаила, залюжснной, видимо, 6 сентября, вдень когда отмечают чудо архангела Михаила (см.таблицу, 15). Еще более нозднюк дату, очевидно, следует принимать для церкви Ивана Богослова в Смоленске поскольку расчет по азимуту почти точно совпадает с днем памяти Иоанн:



Богослова (26 сентября; см. таблицу, 16). Борисоглебский собор иа Смядыни в Смоленске, судя но азимуту, заложен 4 апреля или 27 августа (см. таблицу, 7 7). При низком положении храма соответственно должен быть сдвиг азимута к югу. В током слуе получается, что собор был загюжен 5 сентября, т.е. в день 130-летия смерти князя Глеба, происшедшей па Смядыни.

Зимняя закладка храмов - явление редкое. Однако известны cJiyiaH, когда, судя по азимутам, храмы все же закладывали зимой. Такую своеобразную ориентацию имеет, например, смоленская церковь в устье р. Чуриловки. Продольная ось этого храма обращена на юго-восток (истинный азимут 105°; см. таблицу, 75), т.е. на зимний восход. Это, вероятно, связано с тем, что закладку храма хотели приурочить ко дню его патрона - Константина-Кирилла (14 февраля). Возможно, что с февральской закладкой связана ориентация новгородской церкви Ивана на Опоках, близкая дню обретения главы Ионна Предтечи (24 февраля; см. таблицу, 19).

Известно несколько случаев, когда азимут храма настолько близок к северу, что пе может соответствовать точке восхода солнца даже в день летнего солшце-стояния. Таков, например, азимут собора Спасского монастыря в Новгороде-Северском, равный 30° (при магнитном склонении +4 истинный азимут 34°). Однако следует yiecTb, что храм стоял на высоком месте, откуда начинался спуск к Десне, противоположный берег которой низкий. Следовательно, горизонт на участке храма был очень расширенным. Если сдвижка здесь достигала 15°, то азимут мог соответствовать середине июня.

Таким образом, сопоставление письменных источников и расчетов по азимутам даег основание заюшчить, что день закладки храма обычно падал на весну или па первую половину лета, по нередко и на осень. Причем день закладки ботп>пюй частью не совпадал с днем патрона данного храма, хотя к этому, видимо, иногда стремились." Изредка, для того чтобы совместить указанные события, заю1адку переносили даже на зимнее время. Вероятно, это было возможно потому, что после торжественной церемонии закладки не обязательно было сразу же начинать строительство; к нему можно было приступить и через два-три месяца, т.е. тогда, когда начнется строительный сезон. Значительно чаще с днем патрона церкви совпадала не ее закладка, а освящение.

Сроки начала и конца строительного сезона в Древней Руси определяются в пастояп(ее время лин1Ь очень приблизительно, и главным образом по документам более позднего времени. Рамки эти имели офомное значение для организации древнего строительного производства. Известно, что осенью, с наступлением холодов, работы обычно прекращались. В Смоленске в конце XVII в. был слу1ай, когда плохое качество кирпичной кладки заинтересованные лица объясняли тем, что «то, де, дело было осеннее, в самые заморозы и в ненастные дни каменп(ики работалш от зимности и от ненастья в шубах и епанчах и в рукавицах»."" На основании документов о строительстве в середине XVII в. Валдайского Иверского монастыря М А. Ильин сделал вывод, что строителп.ный сезон заканчивался ко дню Воздвижения (14 сентября)." Очень вероятно, что сезон длился oKOJKi пяти месяцев, т.е. пачи нался в апреле. Этнографические данные свидетельствуют, что примерно такова была в XIX в. продолжительность сезона формовки и обжига кирпича. В «Урочном положении» вплоть до начала XX в. рабочий день на строительстве определялся длительностью в 12 часов, но только от апреля до сентября, а в остшп>ные месяцы его продолжительность резко coкpaнaлacь."2 Видимо, это и были примерные рамки древнерусского строительного сезона." CyicTOM воскресений и праздников строительный сезон вряд ли превышал 120 рабочих дней.

Естественно, что наиболее удобным временем для начала строительства являлось наступление строительного сезона или во всяком случае его первая половина. Между тем нередки случаи, когда заю1адку производили осенью, всего за месяц до окончания сезона, а порой даже почти в самом его конце. Почему была

S п. А. Раппопорт 113



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 [ 36 ] 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52