Снос построек: www.ecosnos.ru 
Строительные лаги  Справочник 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 52

cKiix памятников и заложены все основные направления изучения истории архитектуры, которые получили дальнейшее развитие в его многочисленных работах.

В 1962 г. Н.Н. Воронин и ПА. Раппопорт начинают исследование Смоленска. Была создана Смоленская архитектурно-археологическая экспедиция, которую с 1962 по 1967 г. возглавлял Н.Н. Воронин, а с 1972 по 1975 г. - ПА. Раппопорт. За 10 полевых сезонов экспедицией вскрыто 10 монументальных храмов XII-XIII вв., найдены и обследованы две кирпичеобжигательные печи, раскопаны галереи у двух сохранившихся храмов и один храм XVI в. В результате было изучено 19 памятников древнего зодчества (до 1967 г. в Смоленске было известно всего три сохранившихся здания храмов и семь - частично вскрытых р аскоп-ками); кроме того, получен большой материал по строительной технике и строительному производству. Практически была выявлена целая школа древнерусской архитектуры. Итогом работ Смоленской экспедиции явились написанная совместно с Н.Н. Ворониным монография «Зодчество Смоленска XII-XIII вв.» и целый ряд статей.

С середины 70-х г., когда древнерусское монументальное зодчество домонгольского периода стало, наконец, основной темой исследований Павла Александровича, интенсивность его научной деятельности, очень напряженной и до этого времени, необычайно возросла и осталась такой до последних дней жизни. С 1975 г. ПА. Раппопорт возглавлял архитектурно-археологическую экспедицию ИЛ АН СССР. Цель ее - выявление памятников X- XIII вв. Некоторые отряды экспедиции создавались вместе с Эрмитажем, ЛГУ, археологическими и реставрационными организациями городов, ведущими раскопки. Экспедиции работали во Владимире-Волынском, Галиче, Чернигове, Новгород-Северском, Луцке, Полоцке, Витебске, Гродно, Переяславле-Залесском, Ростове, Ярославле, Новгороде, Старой Ладоге. Имея архитектурное образование, будучи также историком и археологом, ПА. Раппопорт разработал и сформулировал комплексный подход к изучению архитектурных памятников, включающий исторический аспект, архитектурно-художественную и строительно-техническую стороны. Он стремился создать целостную картину развития древнерусской архитектуры, в которой каждая архитектурная школа и каждый памятник заняли бы свое место.

В связи с этим в деятельности Павла Александровича с середины 70-хгг. можно выделить три направления: работа по созданию каталога памятников архитектуры домонгольского периода; исследования в области строительной техники и строительного производства; проблемы, связанные с архитектурными школами Древней Руси.

С 1974 по 1978 г. с перерывом в 1-2 года вышло в свет несколько статей, которые явились определяющими по ряду проблем, касающихся работы над каталогом: статьи по ориентации древнерусских церквей, о методе датирования сооружений по формату кирпича, о знаках на плинфе, а также по исследованию строительных растворов. Все эти разработки дали возможность значительно дополнить сведения, уточнить данные о сооружении многих церквей домонгольского периода. Все сведения были обобщены в книге «Древнерусская архитектура X-XIII вв.: Каталог памятников», опубликованной в 1982 г. В предисловии к каталогу сказано: «Благодаря археологическим исследованиям, широко развернувшимся в Советском Союзе в последние годы, значительно увеличилось количество известных памятников домонгольского периода. Впервые появилась возможность изучать историю древнерусской архитектуры на многочисленных примерах, относящихся ко всем периодам ее развития и всем архитектурным школам». В каталог включены все памятники каменно-кирпичного зодчества, возведенные на территории Руси от X в. до 40-х гг. XIII в., как сохранившиеся, так и погибшие, если о них имелись хотя бы минимальные данные; в нем приведены сведения о 248 сооружениях. Интересно сравнить эту цифру с данными статьи 1962 г. («Археологические исследования памятников русского зодчества X-XIII вв.»), где упоминается 150 известных тогда сооружений. За 20 лет в научный оборот было введено почти 100 новых памятников, многие из которых раскрыты ПА. Раппопортом. По его замыслу каталог памятников должен был составить второй раздел книги, а в первом он предполагал изложить историю развития домонгольского зодчества - целостную картину, к созданию которой всегда стремился. Но из-за ограниченности отведенного для печати объема замысел Павла Александровича не был осуществлен. Поэтому, несколько переработав первую часть, он издал ее в 1986 г. в виде небольшой книги «Зодчество Древней Руси». В ней учтены все новые исследования, показана тесная связь развития архитектуры с историческими событиями, связь древнерусских строительных артелей с определенными княжескими династиями, дана реальная картина архитектурно-строительной деятельности. В более полном и подробном изложении в расширенных временньтх границах (X-XVII вв.) история древнерусской архитектуры опубликована в книге «Древнерусская архитектура», вышедшей в 1993 г., уже после смерти автора.

О Зак. 234 145



По окончании работы над каталогом ПА. Раппопорт приступил к обобщению всех имеющихся материалов по строительной технике и организации производства строительных работ в домонгольской Руси. В 1982 г. рукопись монографии «Строительное производстве Древней Руси» была завершена, но выпуск ее, к сожалению, задержался. Вследствие этого некоторые разделы Павел Александрович опубликовал в виде статей, а в рукопись продолжал вносить дополнения вплоть до 1988 г., когда она была закончена в новой редакции, представленной читателю в данном издании.

Наконец, третье направление, а по сути основное, вобравшее в себя результаты и итоги двух предыдущих, занимающее первенствующее место в творчестве, - вопросы сложения и развития архитектурных школ и направлений. Над этой проблемой, которая, по мнению! ПА. Раппопорта, является ключевой для создания целостной картины архитектурно-строительной деятельности, он трудился многие годы, разрабатывая разные ее аспекты: само понятие «архитектурная школа», соотношение с деятельностью строительных артелей, традиции, наличие кадров мастеров, территориальные признаки, общеисторические факторы, роль внешних влияний, наличие местных традиций, социальные заказы. Одно лишь перечисление основных публикаций может показать широту и глубину проникновения в этот раздел истории архитектуры.

Павлу Александровичуудалось не только создать картину существования архитектурных школ домонгольского периода, ему принадлежит также обнаружение в русском зодчестве самостоятельного этапа развития, охватывающего конец XII-первую половину XIII в. Основное Отличие памятников той поры от памятников XII в. - динамичность композиции, острота силуэта, чрезвычайно богатая разработка фасадов. Ученый прослеживает появление данного типа церквей почти во всех архитектурных школах, считая, что широкая связь между школами на рубеже XII-XIII вв. привела ктому,что в это время все древнерусское зодчество оказалось вовлеченным в процесс выработки национальных форм при сохранении местных региональных особенностей.

Можно считать, что в начале 80-х г. ПА. Раппопорту удалось достичь цели, к которой он стремился, - создать обгцую картину истории русского зодчества домонгольской поры, где каждая архитектурная школа и каждый памятник нашли свое место. Но затем Павел Александрович шел дальше - к разработке такой историко-хронологической системы, которая позволяла предсказывать существование еще не найденных зданий церквей и храмов. Б Тезисах одного из докладов в 1985 г. он писал, что имеющиеся в настоящее время различные методы датирования памятников (по архитектурным формам, строительной техьтике, формату кирпича и др.) позволяют насытить схему деятельности строительных артелей хронологически конкретными объектами. При этом отсутствие памятников в определенный период деятельности артели в ряде случаев дает возможность прогнозировать наличие еще не обнаруженных объектов. Эти положения нашли отражение в графической схеме, на которой в хронологической сетке нанесены основные архитектурно-строительные центры, строительные артели и архитектурные сооружения. Эта схема опубликована в книге «Древнерусская архитектура». Она проверена на практике. Некоторые предсказанные церкви обнаружены в результате раскопок уже после смерти автора.

ПА. Раппопорт показал, что изучение русского зодчества домонгольского периода благодаря разработке целого ряда проблем вышло на качественно новый этап. Вместе с тем он формулирует задачи, которые стоят перед историками архитектуры, как бы передавая им эстафету: поиски и изучение не обнаруженных еще памятников и выяснение их первоначальных форм, продолжение углубленного исследования строительной техники и организации строительного производства, раскрытие системы работы древних мастеров, анализ объективной логики художественной эволюции зодчества этого периода с помощью искусствоведческого метода.

Таким образом, можно считать, что Павел Александрович своей деятельностью завершил определенный цикл изучения древнерусской архитектуры.

Практически ПА. Раппопорт возглавил целое направление в исследовании древнерусской архитектуры, объединяя ученых своим авторитетом. У него не было оформленной научной школы, однако с определенного времени фактическое существование такой школы осознавалось всеми специалистами в этой области. Благодаря ПА. Раппопорту Сектор славяно-русской археологии в ЛОИА (ИИМКе) стал центром по изучению древнерусского зодчества. В настоящее время этот центр перемещается в Государственный Эрмитаж, где недавно в Отделе истории и реставрации памятников архитектуры создан архитектурно-археологический сектор, который возглавляет ученик и коллега ПА. Раппопорта - О.М. Иоаннисян.



в течение 34 лет (начиная с 1954 г.) ПЛ. Раппопорт вел курс истории средневековой зодчества (русского, народов СССР и западноевропейского) на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В лекциях, как и в научной деятельности, Павел Александрович стремился дать студентам целостную систематизированную картину истории архитектуры. Он сумел привить им интерес к истории архитектуры. Многие мз бывших его студентов работают в области реставрации древних памятников в Санкт-Петербурге, Новгороде, Пскове и других городах.

Около 20 лет ПА. Раппогюрт читал лекции по истории древнерусско1 архтггектуры в лектории Русского музея. Его просветительская деятельность всегда была иа современном научном уровне, чувствовались, что выступает ученый, а не профессиональный лектор. Лекции Павла Александровича были очень популярны, залы всегда полны.

ПЛ. Раппопорт был удивительно доброжелательным человеком вообще и особенно, когда ато касалось науки. Он всегда был готов поделиться идеями, помогал, консультировал каждого, кто обращался к нему, будь то студент или ученый; стремился и умел пробуждать в молодежи интерес к изучению архитектуры. Участие в его экспедициях становилось для многих школой изучения зодчества.

Большой вес имело мнение ПЛ. Раппопорта при обсуждении проблем реставрации. К нему постоянно обращались за консультацией и советами. Он всемерно поддерживал научную реставрацию и был противником «новодела».

ПЛ. Раппопорт ушел из жизни в расцвете творческих сил, несмотря на преклонный возраст. Павел Александрович оставил 25 законченных работ; 21 статья и одна монография вышли в свет уже после его смерти. Он очень хотел видеть изданной и эту работу.

О.М. Иоаннисян, Е.Г. Шейнина



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 52