Снос построек: www.ecosnos.ru 
Строительные лаги  Справочник 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

бХ0Ди1 канат. Канаты в строительнь1х конструкциАх эксплуатируются преимущественно в условиях статического воздействия нагрузок, однако в ряде случаев на них воздействуют и переменные нагрузки (канаты висячих мостов, оттяжки мачт, башен и др.).

3.66. На стальные канаты в составе различных строительных конструкций, работающих в условиях переменных нагрузок, действуют:

силы инерции движущихся частей механизмов; их особенностью является независимость от свойств колеблющихся конструкций;

силы, возникающие при перемещении подвижных нагрузок (подвесных кранов, транспорта на мостах и т. д.), порождающие как переменные силы, не зависящие от свойств конструкции, так и силы, зависящие от их свойств (например, удары на неровностях пути);

воздушные ударные волны при взрывах, представляющие собой ряд импульсов давления и отсоса различной продолжительности;

статические силы при землетрясениях;

ветровые нагрузки, имеющие неустановившийся характер и вызывающие разнообразные аэроупругие явления: порывы ветра, вихри Кармана, сопровождающиеся аэродинамической периодической силой, автоколебания, флаттер, галопирование.

3.67. Испытания на динамическую нагрузку проводятся с целью моделирования динамических процессов в конструкциях, составной частью которых является канат, а также определения динамических характеристик каната (спектра частот, логарифмических декрементов), его выносливости и усталостной прочности.

3.68. При динамических испытаниях моделируются все виды колебаний, имеющие место в реальных конструкциях, которые могут вызвать перенапряжения в канатах. Наиболее опасными из них, вызывающими усталостные явления, являются поперечные колебания, возникающие в канатах кабельных кранов, оттяжках мачтовых конструкций, несущих и ветровых канатах висячих мостов и трубопроводов, вантах покрытий и т. п.

Менее опасными, как правило, являются продольные, крутильные и параметрические колебания.

3.69. Испытанию на выносливость подлежат канаты, подверженные в процессе эксплуатации воздействию переменной нагрузки, амплитуда которой йв, выраженная в процентах от расчетной статической нагрузки, и количество циклов превышают значения, приведенные в табл. 25.

3.70. Испытания проводятся на сериях образцов (по 3-5 образцов в серии), изготовленных из тех же канатов и имеющих анкеры такого же типа, что и в проверяемой конструкции. Если конструкция имеет узловые соединения, опорные части, сжимы, огибаемые кана-

Таблица 25

Параметры

Значения параметров

п„ , тыс. циклов

1000

2000



том ролики Е другие элементы, создающие концентрацию напряжений, то для выявления выносливости каната изготавливаются специальные серии образцов, включающие каждый концентратор в отдельности.

3.71. Условия, режим нагружения и величина нагрузки должны быть по возможности близкими к натурным. Частота переменной нагрузки определяется возможностями испытательного оборудования.

3.72. Испытание канатов на усталостную прочность производят на пробежных машинах и оценивают количеством разорванных проволок и усталостных трещин в зависимости от числа проходов машины.

3.73. Обрывы-проволок фиксируются специальными приборами (например, дефектоскопами) нли на слух с обязательной отметкой в журнале испытаний количества циклов, соответствующих обрыву, и места обрыва.

Окончание испытаний соответствует тому числу зафиксированных обрывов, которое было предусмотрено программой как предел усталости.

3.74. После окончания испытаний образец расплетается с целью тщательного осмотра, обнаружения дефектов, а также проверки числа и мест обрывов проволоки. Вычерчивается схема всех проволок каната, на которой отмечаются места обрывов.

Предварительная вытяжка

3.75. Предварительная вытяжка осуществляется с целью снижения неупругих деформаций, проявляющихся в основном в процессе первого нагружения, и части деформаций ползучести, а также испытания готового канатного элемента с анкерами.

Из-за получаемого после предварительной вытяжки некоторого уплотнения поперечного сечения и структурных удлинений отдельных прядей достигается более равномерная работа всего сечения каната во всех режимах нагрузки, частично выбираются неупругие деформации, повышается и стабилизируется модуль упругости.

3.76. Рекомендуется выполнять предварительную вытяжку ка- натов:

а) используемых в качестве несущих вант и затяжек в покрытиях над зрелищными залами или помещениями с большим скоплением людей;

б) многопрядных с шагом свивки менее 6,5 диаметра каната по ГОСТ 3241-66;

в) используемых в статически неопределимых конструкциях типа двухпоясных ваитовых ферм, седловидных покрытий, предварительно напряженных металлических конструкций при напряжениях от расчетной нагрузки, составляющих более 40% временного сопро- ; тивления каната;

г) закрепленных в гильзоклиновых анкерах.

3.77. Допускается не выполнять предварительную вытяжку канатов:

а) многопрядных с увеличенным шагом свивки (в прядях - более 14, в канатах - более 9 диаметров) или спиральных закрытых при напряжениях от расчетной нагрузки, меньших 35% временного сопротивления каната;

б) используемых в качестве вант однопоясных висячих конструкций, кабелей висячих мостов и в других конструкциях, когда не-



упругие деформации канатов не приводят к заметному перераспределению усилий в несущих элементах или к повреждению ограждающих конструкций;

в) для мостовых и других констрвдий, подвергающихся после монтажа испытанию расчетной нагрузкой;

г) в других случаях, обоснованных экспериментальными исследованиями или практикой строительства и эксплуатации аналогичных конструкций (при большом собственном весе конструкции и не-значителньой временной нагрузке, пониженных требованиях к величине перемещений илн к сохранению формы сооружения, прн отсутствии опасности повреждения кровли или ограждающих конструкций и т. п.).

3.78. Для осуществления предварительной вытяжки канат растягивают и выдерживают в течение 30-45 мин под усилием, на 10-20% превышающим расчетное. Меньшая длительность выдержки соответствует спиральным канатам, большая - семипрядным и закрытым.

Примечание. Допускается трехкратное, следующее одно за другим нагруженне от нуля до указанного усилия.

3.79. Вытяжку канатов рекомендуется выполнять непосредственно в конструкции, совмещая эту операцию с созданием предварительного напряжения.

3.80. При вытяжке нельзя допускать раскручивания каната, вызывающего изменение шага его свивки. В конструкции захватных приспособлений натяжных устройств должно быть предусмотрено ограничение вращения анкеров.

3.81. Гидравлическое оборудование для натяжения канатов должно иметь предохранительный клапан, исключающий возможность создания усилия, превышающего 65% разрывного усилия каната.

3.82. Усилие в канате следует контролировать динамометрами или приборами; основанными на измерении частоты его собственных колебаний. При отсутствии этих устройств, контроль усилия допускается осуществлять манометрами гидравлической системы для натяжения канатов.

ИЗГИБ КАНАТОВ Изгибная жесткость

3.83. Изгибная жесткость каната зависит от его натяжения и должна определяться в диапазоне растягивающих усилий, соответствующем эксплуатационной нагрузке.

3.84. Величину изгибной жесткости канатов диаметром до 75 мм при усилиях до 200 тс рекомендуется определять с помощью прибора ДН-ЛИИЖТ по методике, изложенной в прил. 1П.

3.86. Прн отсутствии соответствующего оборудования и приборов допускается определять изгибную жесткость канатов в ненатянутом состоянии по формуле

£/ = Л1„р, (17)

где - изгибающий момент на участке чистого изгиба каната; р - радиус кривизны каната на том же участке.

6-529 65



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29